В прошлом месяце ГосДумой в первом чтении был отклонен проект федерального
закона №
439138-5 «О внесении изменений в ст.ст. 220 и 222 части II НК РФ".
Согласно данному законопроекту, в НК РФ предлагалось внести поправки, позволяющие субъектам РФ самостоятельно устанавливать размер имущественного вычета, в частности возможность увеличить размера вычета, но не более чем в два раза, в целях стимулирования граждан на приобретения жилья. И логика авторов проекта вполне понятна, ведь действительно в различных региона стоимость жилой недвижимости сильно различается, а вычеты везде одинаковые, как то это не совсем логично. А если учесть, что сейчас общий размер имущественного вычета согласно ст. 220 НК РФ составляет 2 000 000 руб., то в случае принятия поправки в ряде регионов он мог бы составлять 4 000 000 руб. (вычет налогов "чистыми" - 520 000 руб.).
Правда, в авторы законопроекта сделали оговорку, что воспользоваться данным правом смогут только регионы, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трех лет последних отчетных финансовых лет не превысила 20 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Иными словами, воспользоваться правом на увеличение размера имущественного вычета смогли бы только те регионы, которые на него «заработали».
Согласно данному законопроекту, в НК РФ предлагалось внести поправки, позволяющие субъектам РФ самостоятельно устанавливать размер имущественного вычета, в частности возможность увеличить размера вычета, но не более чем в два раза, в целях стимулирования граждан на приобретения жилья. И логика авторов проекта вполне понятна, ведь действительно в различных региона стоимость жилой недвижимости сильно различается, а вычеты везде одинаковые, как то это не совсем логично. А если учесть, что сейчас общий размер имущественного вычета согласно ст. 220 НК РФ составляет 2 000 000 руб., то в случае принятия поправки в ряде регионов он мог бы составлять 4 000 000 руб. (вычет налогов "чистыми" - 520 000 руб.).
Правда, в авторы законопроекта сделали оговорку, что воспользоваться данным правом смогут только регионы, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трех лет последних отчетных финансовых лет не превысила 20 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Иными словами, воспользоваться правом на увеличение размера имущественного вычета смогли бы только те регионы, которые на него «заработали».
И
вот как раз данная оговорка и стала одной из причин, по которой парламентарии
отклонили законопроект. По мнению чиновников, данная оговорка противоречит
принципу всеобщности и равенства налогообложения, и будет нарушать права
жителей тех регионов, которые не смогут себе позволить ею воспользоваться.
Но
даже если бы по данному основанию проект прошел, его всё равно зарубили ещё и
по формальным основаниям, сославшись на ст. ст. 12, 13, 56 НК РФ, указав, что
НДФЛ относится к федеральным налогам, в связи с чем субъектам не может быть
предоставлено полномочие по увеличению имущественного вычета.
А мне вот кажется, что идея была вполне разумной.