Некоторое время назад, мой добрый знакомый Отец Николай подарил мне книгу "Несвятые святые" и другие рассказы", автором которой являлся Архимандрит Тихон. Признаться, ранее такую литературу и не читал вовсе, поэтому к подарку отнесся довольно прохладно. Книжка пролежала у меня некоторое время и я все не мог придумать, кому эту книгу подарить. А потом вдруг, нечаянно эта книга мне попалась на глаза и я чего-то вдруг решил ее чуть полистать-почитать. И что вы думаете - я не мог оторваться от книги. Книга просто необыкновенная. Передо мной открылся целый мир, который до селе для меня был полностью закрыт, как наверное для любого мирского человека. Новые слова и термины, мифы и легенды, истории из недавнего атеистического прошлого, взаимоотношения между людьми, посвятивших себя служению Богу, ритуалы, обряды и таинства, молитвы и др. Но не это даже главное. Главное в книги, я бы сказал глубокая отечественная духовность и гуманизм. Конечно, же может какая-то аналитическая натура воинствующего атеиста найдет в книге какие-нибудь нестыковки, несоответствия или даже элементы религиозной агитации Но лично меня это все эти аспекты не интересуют... как говорится "у Бога много детей, есть и атеисты". Всем читателям своего блога рекомендую эту книгу, тем более, что у ней есть даже свой сайт. Книга очень большая по объему (640 страниц), но много иллюстраций и фотографий. Ну и по традиции привожу некоторые цитаты и особо запомнившиеся мне места их книги.
Об одном из древних святых отцов было написано, что он от избытка любви вообще забыл, что такое зло (С. 61).
Наказание может служить началом к прощению и без него прощения быть не может (С. 69).
– Главный принцип коммунизма – «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Но «способности», «потребности» - это ведь, как всегда, какая-то комиссия будет определять. А какая комиссия? .. Скорее всего – «тройка! Вот вызовут меня и скажут: «Ну, Нафанаил, какие у – тебя способности? Кубометров двадцать леса в день напилить сможешь! А какие потребности? Бобовая похлебка!.. Вот он и главный принцип»… (С. 94).
Однажды старец взял сухое дерево, воткнул его ан горе и приказал Иоанну ежедневно поливать это сухое дерево ведром воды до того времени, как дерево принесет плод. Вода была далеко от них. Утром надо было идти за нею, чтоб принести к вечеру. По истечении третьего года дерево прозябло и принесло плод. Старец взял плод, принес в церковь к братии и сказал им: «Приступите, вкусите от плода послушания» (С. 165).
Как говорили святые отцы, Господь принимает не только наши дела, но даже искренние намерения и решимость (С. 163).
Характер не лечится (С. 183).
Братия! Не бойтесь наказания Господня! Ведь Он наказывает нас не как преступников, а как Своих детей (С. 185).
Господь не любит боязливых. Этот духовный закон как-то открыл мне отец Рафаил. А ему, в свою очередь, поведал о нем отец Алипий. В одной из проповедей он говорил: «Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы» (С. 191).
– «Как узнать Иуду?» – «Омочивый руку в солило, тот Меня предаст», – сказал Спаситель на Тайной Вечери. Ученик дерзкий, который хочет сравняться с учителем, с начальником, занять первое место, первым взяться за графин. Старшие еще не завтракали, а малыш уже облизывается, уже наелся. Растет будущий Иуда. На двенадцать – один Иуда. Если старшие не сели за стол, и ты не садись. Сели старшие – садись по молитве и ты. Старшие не взяли ложку – бери и ты. Старшие взяли ложку – тогда возьми и ты. Старшие начали кушать – тогда начинай и ты» (С. 198-199).
… Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… политься. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет … (С. 201-202).
«Любовь, - говорил Великий Наместник, - есть высшая молитва. Если молитва – царица добродетелей, то христианская любовь – Бог, ибо Бог и есть Любовь… Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке – икону, в земной красоте – тень райской жизни. Вы возразите, что любить врагов невозможно. Вспомните, что Иисус Христос сказал нам: «Все, что сделали вы людям, то сделали Мне». Запишите эти слова золотыми буквами на скрижалях ваших сердец, запишите и повесьте рядом с иконой и читайте их каждый день» (С. 205).
Вот заповедь какая: видишь грех какой из каким там монахом или иеромонахом или начальник неправильно что делает, твое дело – внимания не обращай! Отвернись и не гляди ни на кого! Пусть они себе грешат. Как батюшка Серафим говорил: «Пусть живут до времени, едят наш хлеб. А придет время, Господь Сам их выкинет». Вот этого – осуждения – бойтесь. Не судите! Дело не наше – Господь Сам их исправит. А то ну мало ли у кого какая слабость? Дело не твое. Не гляди на него. Не судья ему никто. Вот так! А Гриша был такой – всех судил: «Это неправильно! Другое – не то! Третье – не се! Вот как бы надо!» А это что за монах? А Господь его – ширк! И выкинул из монастыря. А ты – хочешь жить по-Божьему, живи сам… А судить будешь – нигде не уживешься, это – Богу мерзко. Сам за собой гляди!.. (С. 308, 309).
А мне, признаться, всегда отрадно было видеть этих «подсвечников» , как саркастически честили их остряки. Радостно за них становилось потому, что они пусть и неловко, но представали пред Господом Богом в усердии и смирении. А такое бесследно никогда не проходит. Даже самые неискусные богомольцы обязательно получат от Бога особые духовные дары, совершат лично им предназначенные открытия, которые хохмачам-насмешникам и во сне не увидеть (С. 353).
Грех раскола, по словам святителя Иоанна Златоуста, не смывается даже мученической кровью (С. 400).
Через много лет, мне рассказали врачи-психиатры, как в дореволюционной России отличали психически больных от бесноватых. Врачи использовали простой способ: ставили перед больным несколько одинаковых чашек с обычной водой и одну – с крещенской. Если пациент спокойно отпивал воду из всех чашек, его отправляли в больницу. Если же он отказывался пить из чашки со святой водой, начинал буйствовать, впадал в забытье, это уже было по ведомству экзорциста (С. 419).
Этих людей бесконечно жаль. Церковные уставы предписывают не погребать их на христианском кладбище, вменяют в самоубийц. Их браки Церковью не признаются. Мне доводилось читать богословские объяснения подобным уставам и канонам, но всегда казалось, что они слишком жестоки (С. 431).
Автор описывает встречу Владыки Питириму со сторонниками восстановления монархии в России в начале 90-х. Люди пришли в ряженых одеждах белогвардейцев, с чужими орденами и т.д. Владыка Питирим поговорил с ними, а провожая, задумчиво произнес: – А ведь дай вам сейчас царя, вы его через неделю снова расстреляете (С. 494).
Странствия… Далекие и близкие, они воистину благословенны для учеников Христовых, потому что и Бог был Странником. Да и сама жизнь Его – странствие. Из горнего мира – к нам, на грешную землю. Потом – по холмам и долинам Галилеи, по знойным пустыням и людным городам. По потемкам человеческих душ. По сотворенному Им миру. Среди людей, забывших, что они – его дети и наследники. Быть может, Владыка так любил странствия еще и потому, что в путешествиях, среди неожиданностей, а иногда и опасностей, он чувствовал особое присутствие Божие. Недаром за каждой службой Церковь особо молится о «плавающих и путешествующих». Потому что в этой скромной книге немало историй, связанных с дорогой (С. 502-503).
Автор пишет о том, что когда в Москву приезжал Владыка Василий (Родзянко), его приезд каждый раз совпадал с каким-нибудь исключительным событием в религиозной сфере новой России. «…Как любил повторять сам Владыка: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются…» (С. 510).
… Помню, весенней ночью мы с ним [отцом Рафаилом] и отцом Никитой шли по чудной лесной дороге в окрестностях Боровика. Звездное небо в тот поздний час было настолько великолепно, что мы невольно залюбовались. «Неужели прекрасная, необозримая Вселенная, беспредельное число миров созданы Богом только для нас, людей, живущих на крохотной планете, несравнимой с бесконечностью Вселенной?» - подумалось мне. Я поделился этими лирическими размышлениями со своими спутниками, и отец Рафаил тут же, дерзновенно и без колебаний, разрешил мои сомнения.
- Разумной жизни, кроме Земли, больше нигде нет, - сказал он. И объяснил: - Потому что, если бы она была где-то еще, господь обязательно открыл бы это Моисею, когда тот писал книгу Бытия. А Моисей хотя бы намеком, но подсказал бы нам это. Так что даже не сомневайтесь, Георгий Александровч, Вселенная была создана Богом только для человека! - но зачем же тогда все бесконечные мириады звезд над нами?! - Это для того, чтобы мы, взирая на них, постигали всемогущество Божие. Но и это было еще не все! Отец Рафаил иногда отвечал не то что за Вселенную, нои за Самого Господа Бога! (С. 604-605).
Однажды зашел разговор, есть ли в мире те, кого не любит Господь. Все дружно поспешили дать хрестоматийно правильный ответ: «Господь любит всех». Но отец Рафаил вдруг сказал: А вот и нет так! Господь не любит боязливых (С. 605).
Об одном из древних святых отцов было написано, что он от избытка любви вообще забыл, что такое зло (С. 61).
Наказание может служить началом к прощению и без него прощения быть не может (С. 69).
– Главный принцип коммунизма – «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Но «способности», «потребности» - это ведь, как всегда, какая-то комиссия будет определять. А какая комиссия? .. Скорее всего – «тройка! Вот вызовут меня и скажут: «Ну, Нафанаил, какие у – тебя способности? Кубометров двадцать леса в день напилить сможешь! А какие потребности? Бобовая похлебка!.. Вот он и главный принцип»… (С. 94).
Однажды старец взял сухое дерево, воткнул его ан горе и приказал Иоанну ежедневно поливать это сухое дерево ведром воды до того времени, как дерево принесет плод. Вода была далеко от них. Утром надо было идти за нею, чтоб принести к вечеру. По истечении третьего года дерево прозябло и принесло плод. Старец взял плод, принес в церковь к братии и сказал им: «Приступите, вкусите от плода послушания» (С. 165).
Как говорили святые отцы, Господь принимает не только наши дела, но даже искренние намерения и решимость (С. 163).
Характер не лечится (С. 183).
Братия! Не бойтесь наказания Господня! Ведь Он наказывает нас не как преступников, а как Своих детей (С. 185).
Господь не любит боязливых. Этот духовный закон как-то открыл мне отец Рафаил. А ему, в свою очередь, поведал о нем отец Алипий. В одной из проповедей он говорил: «Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы» (С. 191).
– «Как узнать Иуду?» – «Омочивый руку в солило, тот Меня предаст», – сказал Спаситель на Тайной Вечери. Ученик дерзкий, который хочет сравняться с учителем, с начальником, занять первое место, первым взяться за графин. Старшие еще не завтракали, а малыш уже облизывается, уже наелся. Растет будущий Иуда. На двенадцать – один Иуда. Если старшие не сели за стол, и ты не садись. Сели старшие – садись по молитве и ты. Старшие не взяли ложку – бери и ты. Старшие взяли ложку – тогда возьми и ты. Старшие начали кушать – тогда начинай и ты» (С. 198-199).
… Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… политься. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придет … (С. 201-202).
«Любовь, - говорил Великий Наместник, - есть высшая молитва. Если молитва – царица добродетелей, то христианская любовь – Бог, ибо Бог и есть Любовь… Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке – икону, в земной красоте – тень райской жизни. Вы возразите, что любить врагов невозможно. Вспомните, что Иисус Христос сказал нам: «Все, что сделали вы людям, то сделали Мне». Запишите эти слова золотыми буквами на скрижалях ваших сердец, запишите и повесьте рядом с иконой и читайте их каждый день» (С. 205).
Вот заповедь какая: видишь грех какой из каким там монахом или иеромонахом или начальник неправильно что делает, твое дело – внимания не обращай! Отвернись и не гляди ни на кого! Пусть они себе грешат. Как батюшка Серафим говорил: «Пусть живут до времени, едят наш хлеб. А придет время, Господь Сам их выкинет». Вот этого – осуждения – бойтесь. Не судите! Дело не наше – Господь Сам их исправит. А то ну мало ли у кого какая слабость? Дело не твое. Не гляди на него. Не судья ему никто. Вот так! А Гриша был такой – всех судил: «Это неправильно! Другое – не то! Третье – не се! Вот как бы надо!» А это что за монах? А Господь его – ширк! И выкинул из монастыря. А ты – хочешь жить по-Божьему, живи сам… А судить будешь – нигде не уживешься, это – Богу мерзко. Сам за собой гляди!.. (С. 308, 309).
А мне, признаться, всегда отрадно было видеть этих «подсвечников» , как саркастически честили их остряки. Радостно за них становилось потому, что они пусть и неловко, но представали пред Господом Богом в усердии и смирении. А такое бесследно никогда не проходит. Даже самые неискусные богомольцы обязательно получат от Бога особые духовные дары, совершат лично им предназначенные открытия, которые хохмачам-насмешникам и во сне не увидеть (С. 353).
Грех раскола, по словам святителя Иоанна Златоуста, не смывается даже мученической кровью (С. 400).
Через много лет, мне рассказали врачи-психиатры, как в дореволюционной России отличали психически больных от бесноватых. Врачи использовали простой способ: ставили перед больным несколько одинаковых чашек с обычной водой и одну – с крещенской. Если пациент спокойно отпивал воду из всех чашек, его отправляли в больницу. Если же он отказывался пить из чашки со святой водой, начинал буйствовать, впадал в забытье, это уже было по ведомству экзорциста (С. 419).
Этих людей бесконечно жаль. Церковные уставы предписывают не погребать их на христианском кладбище, вменяют в самоубийц. Их браки Церковью не признаются. Мне доводилось читать богословские объяснения подобным уставам и канонам, но всегда казалось, что они слишком жестоки (С. 431).
Автор описывает встречу Владыки Питириму со сторонниками восстановления монархии в России в начале 90-х. Люди пришли в ряженых одеждах белогвардейцев, с чужими орденами и т.д. Владыка Питирим поговорил с ними, а провожая, задумчиво произнес: – А ведь дай вам сейчас царя, вы его через неделю снова расстреляете (С. 494).
Странствия… Далекие и близкие, они воистину благословенны для учеников Христовых, потому что и Бог был Странником. Да и сама жизнь Его – странствие. Из горнего мира – к нам, на грешную землю. Потом – по холмам и долинам Галилеи, по знойным пустыням и людным городам. По потемкам человеческих душ. По сотворенному Им миру. Среди людей, забывших, что они – его дети и наследники. Быть может, Владыка так любил странствия еще и потому, что в путешествиях, среди неожиданностей, а иногда и опасностей, он чувствовал особое присутствие Божие. Недаром за каждой службой Церковь особо молится о «плавающих и путешествующих». Потому что в этой скромной книге немало историй, связанных с дорогой (С. 502-503).
Автор пишет о том, что когда в Москву приезжал Владыка Василий (Родзянко), его приезд каждый раз совпадал с каким-нибудь исключительным событием в религиозной сфере новой России. «…Как любил повторять сам Владыка: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются…» (С. 510).
… Помню, весенней ночью мы с ним [отцом Рафаилом] и отцом Никитой шли по чудной лесной дороге в окрестностях Боровика. Звездное небо в тот поздний час было настолько великолепно, что мы невольно залюбовались. «Неужели прекрасная, необозримая Вселенная, беспредельное число миров созданы Богом только для нас, людей, живущих на крохотной планете, несравнимой с бесконечностью Вселенной?» - подумалось мне. Я поделился этими лирическими размышлениями со своими спутниками, и отец Рафаил тут же, дерзновенно и без колебаний, разрешил мои сомнения.
- Разумной жизни, кроме Земли, больше нигде нет, - сказал он. И объяснил: - Потому что, если бы она была где-то еще, господь обязательно открыл бы это Моисею, когда тот писал книгу Бытия. А Моисей хотя бы намеком, но подсказал бы нам это. Так что даже не сомневайтесь, Георгий Александровч, Вселенная была создана Богом только для человека! - но зачем же тогда все бесконечные мириады звезд над нами?! - Это для того, чтобы мы, взирая на них, постигали всемогущество Божие. Но и это было еще не все! Отец Рафаил иногда отвечал не то что за Вселенную, нои за Самого Господа Бога! (С. 604-605).
Однажды зашел разговор, есть ли в мире те, кого не любит Господь. Все дружно поспешили дать хрестоматийно правильный ответ: «Господь любит всех». Но отец Рафаил вдруг сказал: А вот и нет так! Господь не любит боязливых (С. 605).