Страницы

среда, 13 июня 2012 г.

Незнание закона не освобождает от ответственности... Но что то я задумался, а правильно ли это?

Отсутствие закона не освобождает отвественности
Все мы хорошо знаем один из незыблемых постулатов права: "Незнание закона не освобождает от ответственности". Его знают даже и не юристы, а простые обыватели. Мне всегда казалось, что это правильно, так и должно быть, ведь иначе любой человек, прикрываясь незнанием закона, сможет избегать ответственности за свои неправомерные деяния. Но тут в последнее время начал задумываться, а не злоупотребляет ли родное государство данным принципом. И вот в чем дело...
Как к великому Исааку Ньютону "умная мысля" пришла через боль, когда яблоко с высоты упало ему на голову, так и мне простому и заурядному задуматься пришлось после неприятностей. Получаю недавно предписание из прокуратуры о том, что оказывается я нарушил Федеральный закон о противодействие коррупции. Вот ведь думаю ни сном ни духом, а стал пособником взяточничества. Как так? Все очень просто -  в апреле 2011 года, наша компания приняла на работу бывшего сотрудника госорганов. А в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года  № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель обязан при приеме на работу бывшего чиновника обязан уведомить его работодателя о таком факте. Честно скажу - мы об этом не знали, и соответственно никуда ничего не сообщили. Вот вам и нарушение, а штраф, кстати, там не хилый, на юрлицо до 500 тыс. руб. Как вам это все нравится? О том, как мы защищались и ходили в суд это история отдельная, напишу об этом позже, скажу только - что всё закончилось для нас хорошо и штрафов нет, но дело не в этом.
Посудите сами, законов и разных правил становится так много, что невольно что-то да и нарушишь. Разве это правильно?
Вот вам статистики немного  ГосДума 5-го созыва за 4 года своей работы приняла (только вдумайтесь) - 756 федеральных и конституционных законов (!). И это не считая тех законов, которые были приняты депутатами с 1-го по 4-ый созыв, не считая огромного множества подзаконных актов, а также нормативно-правовых актов, которые принимают субъекты РФ и муниципалитеты.
Да что говорить, если даже сами депутаты, принимающие законы, и не помнят, что они принимали, и что они отменяли. Я уже рассказывал  здесь  смешную историю о том, как "справедливороссы" внесли в ГосДуму законопроект о налоге на роскошь, сделав в нем ссылки на ст. 40 НК РФ, которая ими же была отменена и уже не действовала.
В древние времена было проще, изготовил таблички - вот тебе и всё законодательство, читай, если кто умеет. Не умеешь читать, тебе расскажут. Или еще вариант  есть 10 заповедей, вот ими и руководствуйся. Если же правитель принимает что то новое, то во все концы царства-государства рассылаются глашатаи и разносят "новости законодательства" до самых отдаленных уголков страны. Или есть в столице страны большая стена, на которой вывешиваются новые законы. А что же сейчас? Обратите внимание, сейчас редко кто пользуется книжными текстами законов и кодексов, в основном ноутбуки и айпады различные, а все равно - новое законодательство никто целиком охватить никто не может. Да и возможностей Интернета уже не достаточно...

Согласен с тем, что система общественных отношений и связей усложнилась неимоверно, да так, что даже юристы уже не в состоянии знать всё. Еще в мою бытность студентом, я хорошо помню, что любой юрист в вузах готовился в качестве универсального специалиста, а специализация была редкостью. Сейчас же специализация - это самое главное в нашей работе. Юрист широкого профиля, берущийся "за всё" и ведущий любые дела, как правило, непрофессионален. Нет, я никого не хочу огульно обвинять и сам знаю множество адвокатов, которые ведут самые разноплановые дела и уголовные, и семейные, и трудовые, и хозяйственные и т.д. Но как только вопрос встает о чем-то более серьезном (например о тех же налогах, об антимонопольном законодательстве, о приватизации, о ценных бумагах и др.), тут уже просто так с наскока ничего не получится. Посмотрите и на современные суды, в которых также выделяется (где гласно или не гласно) своя специализация по спорам. Именно огромным количеством нормативных регуляторов обусловлены разговоры и дискуссии о том, что пора вводить финансовые/налоговые суды, создавать патентные трибуналы, формировать ювенальную юстицию и др.
Все это говорит о том, что принцип "незнание закона не освобождает от ответственности" требует или пересмотра или уточнения. Например, можно предложить, что по некоторым
 видам законодательства будут особые процедуры введения в действия, рассчитанные таким образом, чтобы о них узнали максимальное количество человек. Может быть в судебную практику вводить такой подход, что "незнание редкого или непрофильного закона - является смягчающим обстоятельством". Иными словами, действительно, неужели реалии таковы, что старый принцип устаревает и требует корректировки?