вторник, 10 июля 2012 г.

Интернет-интервью с Д.В. Вольвачом в "Гаранте" - "НК в прочтении налоговиков... Узнаешь много интересного..." (+ текст)

Совсем недавно "Гарант" опубликовал интереснейшее интернет-интервью с начальником Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Вольвачом Дмитрием Валерьевичем "Совершенствование механизмов контроля за трансфертным ценообразованием".
Материал примечателен тем, что в нем главный налоговый контролер за ценами холдингов озвучил несколько интересных позиций налогового ведомства.
Во-первых, было подтверждено, что суммовой порог доходов (3 млрд) определяется по каждому взаимозависимому лицу, а не по всем (т.е. "веерный" принцип определения выхода сделок на конролируемость - не проходит). И это несомненный большой "плюс" для всех налогоплательщиков.
Во-вторых, меня буквально "прибил" ответ на вопрос о том, контролируются ли сделки с имущественными правами. Такого выверта я не ожидал. Фактически нам сказали: "Да не волнует нас, каков предмет сделки (товар, работы или услуги), главное, что бы происходило влияние на налоговую базу. Так и хочется возопить: "Позвольте вам не позволить... в законе сказано не так!!!"
В-третьих, я  "прикурил" от ответа на вопрос "что такое сделка, которую будут контролировать налоговики?". Главный ценовой налоговик отвечает - "это отгрузка"... Как же вы каждую отгрузку то проконтролируете, реально ли такое?
А общее впечатление от интервью у меня такое - я услышал главный посыл будущего налогового контроля за ценами: "как нам надо так и растолкуем и текст кодекса здесь отнюдь не главное". Может быть я конечно преувеличиваю, но какой-то вот именно такой осадок остался у меня после прочтения интервью. Может быть я предвзят? А что вы скажите, уважаемые читатели? Что вас "пробило" или "резануло"?



Совершенствование механизмов контроля за трансфертным ценообразованием

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-интервью.
22 июня 2012 г. в 10:00 в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет – интервью с участием начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Вольвача Дмитрия Валерьевича
Тема интернет-интервью:“Совершенствование механизмов контроля за трансфертным ценообразованием”.
Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
Ведущий интернет-интервью: Гусев Константин (Информационное агентство "ГАРАНТ")
Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя — начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Вольвача Дмитрия Валерьевича.
Д.В. Вольвач: Добрый день!
Ведущий: Уважаемый Дмитрий Валерьевич, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. Тема интернет-интервью: “Совершенствование механизмов контроля за трансфертным ценообразованием”. Позвольте напомнить, что сегодняшний интернет-интервью транслируется в on-line режиме на правовом портале www.garant.ru
Одним из наиболее значимых нововведений в налоговом законодательстве в 2012 г. стало внедрение новых механизмов контроля за трансфертным ценообразованием, закрепленных разделом VI Налогового кодекса Российской Федерации. Главной задачей новых правил стало внедрение принципиально переработанной и упорядоченной системы контроля за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, соответствующей международным стандартам, а также предусматривающей более современные методы и формы контроля за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами. Наиболее важные нововведения в налоговом законодательстве:
- введение принципа "на расстоянии вытянутой руки";
- новые критерии определения взаимозависимости;
- новые методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица;
- контролируемые сделки;
- закрепление в НК РФ порядка определения интервала рыночных цен;
- расширенный и дополненный перечень источников информации, которые могут использоваться при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- новая процедура налогового администрирования в виде заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. Эти и многие другие вопросы в ходе интернет-интервью планируется обсудить с начальником Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Вольвачем Дмитрием Валерьевичем. К моменту начала нашего интернет-интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Дмитрий Валерьевич первый вопрос: следует ли при определении суммы доходов по контролируемым сделкам складывать суммы полученных доходов по таким сделкам, совершенным налогоплательщиком со всеми взаимозависимыми лицами за календарный год или отдельно по каждому взаимозависимому лицу?
Если да, то необходимо вначале собрать все доходы с одним налогоплательщиком, потом суммировать доходы со всеми взаимозависимыми лицами?
Д.В. Вольвач: В соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации от 18.05.2012 №03-01-18/4-65, от 23.05.2012 для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.
Вместе с тем возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и ситуации, возникающей, в частности, при применении пункта 10 статьи 105.14 Кодекса, в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.
Ведущий: Спасибо, следующий вопрос: у налогоплательщиков отсутствуют обязанности по предоставлению уведомлений и документации в отношении сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, не отвечающие критериям, указанным в п.п.1,2 ст.105.14 НК РФ?
Д.В. Вольвач:Согласно статье 105.15 НК РФ под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и содержащий сведения о контролируемых сделках.
Согласно пункту 1 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.
Таким образом, и уведомление о контролируемых сделках, и документация представляются только в отношении контролируемых сделок.
Ведущий: Спасибо, следующий вопрос: возникают ли у налогоплательщика в 2012г. и 2013г. обязанности по представлению уведомлений и документации по всем сделкам, совершенным с взаимозависимым лицом, на сумму свыше 100млн. (80млн.) за год 2012, 2013гг.? В том числе в отношении сделок, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год составляет менее 1 миллиарда рублей (за 2012 год – 3 млрд. руб.; за 2013г.-2млрд. Руб.)?
Д.В. Вольвач: Обязанность по предоставлению уведомления, составлению документации и возможность проведения проверки согласно статьям 105.15-105.17 НК РФ возникают только в отношении контролируемых сделок.
Сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки, признаются контролируемыми только при наличии определенных качественных (сделки между определенными лицами и (или) с определенным предметом) и (или) количественных признаков.
Количественные признаки в виде определенных суммовых порогов для различных типов сделок установлены в пунктах 2, 3 и 7 статьи 105.14 НК РФ.
Порядок расчета данных суммовых порогов установлен пунктом 9 статьи 105.14 НК РФ. Для целей данной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ.
Для разных видов сделок установлены различные суммовые пороги, на основании которых они будут считаться контролируемыми.
На переходный период 2012-2013 год в целях определения обязанностей по предоставлению уведомления, подготовке документации, а также возможности проведения проверки в отношении контролируемых сделок установлены дополнительные суммовые критерии, указанные в пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".
Согласно данному пункту положения статей 105.15 - 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:
в 2012 году - 100 млн. рублей;
в 2013 году - 80 млн. рублей.
Например, если сделки совершаются в пользу лица, взаимозависимого с российской организацией, и местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства данного лица не является Российская Федерация, при этом сумма доходов по сделкам составляет 50 млн. рублей, то данные сделки являются контролируемыми. Однако в силу указанного выше пункта 7 статьи 4 у налогоплательщика отсутствует обязанность направлять уведомление о данной сделке и готовить документацию. Также данные сделки не могут быть предметом проверки.
Сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год составляет менее 1 миллиарда рублей (за 2012 год – 3 млрд. руб.; за 2013г.-2млрд. руб.), при отсутствии иных оснований, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми. Соответственно, у налогоплательщика отсутствует обязанность направлять уведомление о данной сделке и готовить документацию, также данные сделки на могут быть предметом проверки, независимо от положений пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".
Ведущий: Спасибо, следующий вопрос: согласно пункту 3 статьи 105.3 НК РФ положения о налоговом контроле распространяются на сделки с товарами, работами, услугами (п.3 ст. 105.3 НК РФ). В соответствующих статьях НК РФ отсутствует упоминание о сделках по передаче имущественных прав.
Вопрос: Распространяется ли действие раздела V.I НК РФ на сделки по передаче имущественных прав и на сделки по выдаче (получению) займов между взаимозависимыми лицами?
Д.В. Вольвач: Пунктом 13 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные разделом V.1, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учитывать доходы (расходы) хотя бы одной стороной таких сделок, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по соответствующим налогам (см. ниже).
Условие о признании сделок контролируемыми с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 Кодекса предусматривается одновременно и пунктом 11 статьи 105.14 Кодекса.
С учетом этого, а также принятых общих положений о ценах в налогообложении при заключении сделок между взаимозависимыми лицами согласно пункту 1 статьи 105.3 Кодекса под действие раздела V.1 Кодекса подпадают все контролируемые сделки независимо от того, что является их предметом, в том числе сделки по передаче имущественных прав и сделки по выдаче (получению) займов. Основное условие - чтобы критерием контроля являлась необходимость учитывать хотя бы одной стороной таких сделок любые доходы (прибыль, выручку), расходы и (или) стоимость добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по соответствующим налогам с учетом определенных правил.
Ведущий: Спасибо, следующий вопрос: при определении сопоставимости сделок статья 105.5. НК РФ обязывает учитывать 20 функций сторон сделки, 10 рисков и 7 характеристик рынков товара. При таких условиях найти абсолютно идентичные сделки невозможно.
До какой степени и по каким параметрам сделки могут различаться, но не утрачивать фактора сопоставимости. Каков механизм учета различий?
Д.В. Вольвач: Базовым принципом контроля цен для целей налогообложения является принцип, содержащийся в п.1 ст.105.3 НК РФ. В соответствии с данным принципом "в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица".
Таким образом, применение данного принципа основывается на сопоставлении условий сделки между взаимозависимыми лицами с условиями в сделке, сторонами которой являются независимые лица (неконтролируемая сделка). Для того чтобы такое сопоставление было экономически обоснованным необходимо, чтобы контролируемая и неконтролируемая сделки были сопоставимыми.
Сопоставляемые сделки признаются сопоставимыми с анализируемой сделкой, в следующих случаях:
если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой; или
если различия между указанными условиями анализируемой и сопоставляемых сделок не оказывают существенного влияния на их результаты; или
если такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения соответствующих корректировок к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки.
При определении сопоставимости сделок, а также для осуществления корректировок проводится анализ следующих характеристик анализируемой и сопоставляемых сделок (так называемых факторов сопоставимости):
1. характеристик товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;
2. характеристик функций, выполняемых сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, а так же распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки (далее - функциональный анализ);
3. условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);
4. характеристик экономических условий деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг), оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);
5. характеристика рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг)
Допустимая степень отличий в факторах сопоставимости и механизм учета таких отличий зависит как от особенностей конкретной сделки, так и от используемого метода. Например, для корректного использования метода сопоставимых рыночных цен необходим высокий уровень сопоставимости характеристик товаров, являющихся предметом сделки, а для методов, основанных на оценке рентабельности, большее значение приобретает сопоставимость функций выполняемых сторонами анализируемой и сопоставляемых сделок.
Ведущий: Что такое "сделка" в целях применения методов определения цены для целей налогообложения с учетом положений ст. 105.7 НК РФ, т.ч.
в отношении реализации товаров;
в отношении оказания услуг (выполнения работ).
Д.В. Вольвач: НК РФ не содержит понятия "сделка", равно как и "предмет сделки". Однако понятие сделки есть в ГК РФ. Согласно ст. 153 ГК РФ (в силу статьи 11 НК РФ применимой в данном случае) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон сделки.
Поэтому под сделкой и для целей применения положений раздела 5.1 НК РФ будет признаваться каждая отдельная операция (транзакция) с предметом исполнения сделки (например, отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон сделки.
Поэтому это не просто договор. Стороны могут заключить договор, в котором будут содержаться элементы различных сделок, например, первое, передача одной стороной другой стороне оборудования, и, второе, последующее его гарантийное обслуживание, либо обслуживание за вознаграждение. Один договор, но несколько сделок.
Или другой вариант. Поставка в рамках одного договора нескольких партий товаров. В этом случае возникающие права и обязанности определяются договором, который является сделкой, а передача партий по акту – частичным исполнением договора. При этом финансовые обязательства (цена, дебиторская и кредиторская задолженность) в процессе исполнения договора могут отличаться. Следовательно, это будут разные сделки.
Т.о. вывод – отдельные поставки товаров (работ, услуг), регулируемые дополнительными соглашениями (приложениями) к заключенному рамочному договору, признаются самостоятельными сделками.
Ведущий: Спасибо, следующий вопрос: что понимается под "датой совершения сделки" - дата установления цены согласно заключенному договору или дата исполнения обязательств по договору, при условии что цена не меняется в течение всего года?
Д.В. Вольвач: В зависимости от сделки, датой совершения сделки может являться:
1) при реализации товаров, оказании услуг, выполнении работ - дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете;
2) при приобретении товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав:
а) дата признания приобретаемого актива в бухгалтерском учете;
б) дата признания расходов в бухгалтерском учете, если стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) признается в качестве расходов непосредственно при исполнении сделки.
Ведущий: Спасибо, следующий вопрос: согласно ст.105.6 информацию о ценах можно получать из данных информационно-ценовых агентств.
Будет ли адекватной информация, полученная у любого лица, именующего себя информационно-ценовым агентством или им нужна какая-либо аккредитация, сертификация или что-то подобное?
Д.В. Вольвач: Большинство информационно-ценовых агентств, специализируются на предоставлении информации о ценах на определенные виды товаров. Такие агентства хорошо известны, а информация, предоставляемая ими, активно используется участниками соответствующих рынков.
Важно отметить, что при использовании информации, предоставляемой информационно-ценовыми агентствами необходимо учитывать положения п. 7 ст. 105.7. В соответствии с данным пунктом использование общедоступной информации о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данных информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг), допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.
Таким образом, при использовании биржевых данных и данных информационно-ценовых агентств необходимо проведения анализа методологии определения котировок (цен, интервалов цен). Целью проведения такого анализа является определение сопоставимости сделок, используемых соответствующим агентством или биржей для расчета соответствующей котировки (цены, интервала цен), с анализируемой сделкой.
Ведущий: Для целей применения метода цены последующей реализации; затратного, метода сопоставимой рентабельности метод; методов, используются данные бухгалтерской отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности.
А где простому налогоплательщику взять данные бухгалтерской отчетности посторонних организаций, если он хочет применить указанные методы?
Д.В. Вольвач: В настоящее время на рынке представлено значительное количество коммерческих продуктов (баз данных), содержащих информацию о бухгалтерской отчетности как российских, так и зарубежных компаний. Кроме того информация о бухгалтерской отчетности крупных компаний часто доступна на официальных сайтах данных компаний в сети Интернет.
ФНС большое внимание уделяет должному уровню информационного обеспечения. Проводится поиск и анализ источников информации и баз данных, необходимых для работы. С этой целью ФНС России активно взаимодействует с Бюро ван Дайк (разработчиком баз данных Ruslana, Amadeus, Orbis), Международной информационной группой "Интерфакс" (разработчик баз данных СПАРК, и представитель Dun & Bredstreet в России), Первым независимым рейтинговым агентством и другими.
Ведущий: Спасибо, следующий вопрос: какой из методов при определении рыночной стоимости должен применяться по сделкам займа?
Д.В. Вольвач: Сфера действия раздела V.1 НК РФ определена пунктом 13 статьи 105.3 НК РФ. В соответствии с данной статьей правила, предусмотренные разделом V.1 НК РФ, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 НК РФ.
При этом контроль над ценообразованием в целях налогообложения распространяется не на все сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки, а только на часть таких сделок, которые определены в статье 105.14 НК РФ как "контролируемые сделки".
Положения раздела V.1 НК РФ, определяющие сферу его действия, а именно пункты 1 и 13 статьи 105.3 НК РФ и статья 105.14 НК РФ, не ограничивают сферу контроля только ценами на товары, работы и услуги.
Более того, в пункте 11 статьи 105.5 НК РФ прямо указано, что сделки по выдаче займов, кредитов, поручительства или банковской гарантии могут являться контролируемыми, и указаны особенности определения сопоставимости для данных сделок.
Выбор метода, используемого для определения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий контролируемых сделок с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, зависит от обстоятельств конкретной сделки. При этом НК РФ установлены общие правила выбора такого метода.
Так, абзацем 2 пункта 4 статьи 105.3 НК РФ установлено, что если иное не предусмотрено главой 14.2 НК РФ, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.
Согласно пункту 6 статьи 105.3 НК РФ при выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой сделкой.
Также необходимо учитывать положения пункта 3 статьи 105.7 НК РФ, согласно которым метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 105.10 настоящего Кодекса. Применение иных методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.
В зарубежной практике для определения рыночной ставки процентов по займам используется метод сопоставимых рыночных цен. При этом сопоставляются ставки по аналогичным займам, кредитам, облигациям и т.п., с учетом особенностей каждого способа заимствования, кредитного рейтинга заемщика и иных финансовых и коммерческих условий.
Ведущий: Спасибо, следующий вопрос: каким образом организация – налогоплательщик должна подтвердить применяемый метод (комбинацию методов)? Какие документы необходимо предоставить проверяющим?
Д.В. Вольвач: Требования по предоставлению необходимой документации содержатся в статье 105.15 НК РФ. Обоснование выбора метода, по нашему мнению, является важной частью документации, так как от обоснованности выбора метода зависит в конечном итоге обоснованность вывода о соответствии или несоответствии цены контролируемой сделки требованиям налогового законодательства. Выбор метода подробно регламентируется положениями Гл. 14.3 Налогового кодекса, в которой указано в каких случаях применяется тот или иной метод.
В соответствии с п. 6 и п.7 ст. 105.17 НК РФ Налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика и иную необходимую информацию, например, бухгалтерскую отчетность участников контролируемой сделки; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности; штатное расписание; положения о структурных подразделениях; паспорт сделки при осуществлении валютных операций между российской и иностранной организациями; грузовые таможенные декларации и т.д.
Ведущий: Существует ли обязанность налогоплательщика производить доначисление налоговых платежей по взаимозависимым сделкам, в случае если цена по сделкам отличается от рыночных, но не является контролируемыми в соответствии со ст.105.14 НК?
Д.В. Вольвач: Согласно пункту 1 статьи 105.3 НК РФ в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
При этом в пункте 3 статьи 105.3 НК РФ при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
ФНС России определяет соответствие цены в сделке рыночной цене с применением методов, установленных главой 14.3 настоящего Кодекса при проведении налогового контроля. При этом согласно пункту 1 статьи 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится только в отношении контролируемых сделок.
Пунктом 3 статьи 105.3 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.
В то же время статьей 129.3 НК предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
Таким образом, в сделках между взаимозависимыми лицами, которые являются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно применить для целей налогообложения цену, соответствующую рыночной.
Если сделка между взаимозависимыми лицами не является контролируемой, то согласно пункту 6 статьи 105.3 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.
Ведущий: Если налогоплательщик не произвел доначисления по таким сделкам (сделки между взаимозависимыми лицами, но не контролируемые, цена по сделке занижена от рыночной на 50%) могут ли доначисления произвести налоговые органы и какие будут штрафные санкции?
Д.В. Вольвач: ФНС России определяет соответствие цены в сделке рыночной цене с применением методов, установленных главой 14.3 настоящего Кодекса при проведении налогового контроля. При этом согласно пункту 1 статьи 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ФНС России только в отношении контролируемых сделок. В отношении сделок, не являющихся контролируемыми, налоговый контроль не осуществляется. Соответственно доначисления не могут быть осуществлены.
Кроме того, статьей 129.3 НК предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Ответственность за несоответствие цены сделки рыночной цене в сделках, не являющихся контролируемыми, не предусмотрена.
При этом нужно учитывать положения пункта 10 статьи 105.14 НК РФ, согласно которому по заявлению ФНС России суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным статьей 105.14 НК РФ.
Кроме того, пунктом 9 статьи 105.14 НК РФ установлено, что при определении суммы доходов по ФНС России для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса.
Следовательно, в случае если сделка между взаимозависимыми лицами искусственно раздроблена, либо цена в сделке значительно занижена, в результате чего сумма доходов по сделкам налогоплательщика с взаимозависимыми лицами становится ниже установленного суммового порога, такая сделка может быть признана контролируемой и по такой сделке налогоплательщик обязан самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов, а при отсутствии такой корректировки, ФНС России вправе скорректировать сумму налоговой базы и доначислить сумму налога, а также привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 129.3 НК РФ.
Ведущий: Дмитрий Валерьевич , позвольте еще раз поблагодарить Вас за то, что нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" на интернет-интервью и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. Ждем Вас снова!
Д.В. Вольвач: Большое спасибо, буду рад еще раз к Вам приехать.