Здание ФАС ВСО, г. Иркутск |
Налоговый орган назначил на определенную дату рассмотрение материалов налоговой проверки. Однако на эту дату еще не истек срок подачи возражений на акт проверки и в итоге дата рассмотрения материалов проверки была перенесена на 2 дня. Но как оказалось такой перенос не устраивал налогоплательщика по той причине, что он намеревался участвовать в рассмотрении материалов проверки через своего представителя, находившегося в г. Челябинске при том, что он сам находился в Забайкальском крае (т.е. на значительном расстоянии друг от друга).
В связи с этим налогоплательщик ходатайствовал о переносе рассмотрения материалов проверки на более позднюю дату в пределах сроков, установленных п. 1 ст. 101 НК РФ, но в удовлетворении этого ходатайства было отказано. Отказ в удовлетворении ходатайства инспекция мотивировала тем обстоятельством, что обязательного участия представителя из г. Челябинска не требуется, если руководитель и главный бухгалтер могут лично присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Однако суды всех инстанций, рассматривавшие это дело, пришли к выводу, что инспекция лишила налогоплательщика права выбора представителя для участия в процессе рассмотрения материалов проверки и непосредственного участия представителя в рассмотрении материалов налоговой проверки. При этом ими было отмечено, что уведомление о назначении времени рассмотрения материалов налоговой проверки на новую дату, нельзя признать заблаговременным, учитывая территориальную удаленность представителя налогоплательщика, который обоснованно рассчитывал на назначение времени рассмотрения материалов проверки на более поздний срок.
В итоге суды пришли к выводу о
наличии существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой
проверки, влекущими за собой отмену принятого решения по ее итогам (Постановление ФАС ВСО от
19.06.2012 № А78-8103/2011).