Здание ФНС России |
Норма п. 5 ст. 101.2 НК РФ, которую обычно называют
обязательным досудебным порядком урегулирования спора с налоговым органом
действует чуть более 3 лет (с 01.01.2009 г.), но с завидной регулярностью
становится камнем преткновения в отношениях между налоговыми органами и
налогоплательщиками).
Споры здесь возникают по самым разным ситуациям, когда
налоговые органы в суде пытаются доказать несоблюдение досудебного порядка
урегулирования споров (пропуск сроков на досудебное обжалование, отсутствие
специальных полномочий у представителя, факт обжалования лишь отдельных
эпизодов, а не всего решения налогового органа в целом). Но возникают и споры,
касающиеся самой сути этой нормы, а именно о том, что обязательный досудебный
порядок урегулирования распространяется не на все споры, а лишь на некоторые,
те, что указаны в п. 5 ст. 101.2 НК.
Но и в самом тексте нормы нет полной ясности о том, какие именно
это споры. С одной из разновидностей таких споров Президиум ВАС РФ в прошлом
году уже разобрался, признав, что упомянутый порядок распространяется на
решения об отказе в возмещении НДС (Постановление
Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 № 18421/10). Однако только этими видами
споров дело не ограничивается. Возникали и возникают споры о том распространяется ли п. 5 ст. 101.2 НК
РФ на решения налоговых органов, принимаемых в порядке ст. 101.4 НК РФ (а не в
порядке ст. 101 НК РФ – по итогам налоговых проверок).
В последнее время судебная практика стала здесь меняться на
диаметрально противоположную (причем даже в рамках одного и того же
Федерального арбитражного округа). Не вызывает сомнений, что это связано с
новыми веяниями в ФНС России. Те кто внимательно следит за новостями,
поступающими из нашего главного налогового ведомства, наверное обратили
внимание, что ФНС уже направила на согласование в Минфин законопроект о
распространении обязательного досудебного порядка вообще на любые споры между
налогоплательщиками и налоговыми органами. Об этом, в частности, говорил 14
февраля этого года на пресс-клубе ФНС ее первый заместитель С.А. Аракелов здесь.
Сначала в постановлении ФАС СЗО от 17.12.2009 по делу
N А56-59009/2009 и постановлении ФАС
СЗО от 30.07.2010 по делу N А56-59024/2009 суды приходят к выводу о том,
что обязательный досудебный порядок обжалования решений о привлечении к
ответственности, вынесенных в соответствии со ст. 101.4 НК РФ, не предусмотрен.
В обоих случаях речь шла о привлечении к ответственности по ст. 129.1 НК РФ за
непредставление документов в рамках «встречной» проверки.
Такой же позиции придерживался и целый ряд судов в
других округах.
И
вот поворот на 180 градусов. В постановлении
ФАС СЗО от 13.01.2012 по делу № А44-1404/2011 суд указал буквально
следующее: «Из положений пункта 5 статьи 101.2 НК РФ следует, что в системе
правоотношений, возникающих между налоговым органом и налогоплательщиком в
связи с осуществлением названным органом мероприятий налогового контроля,
решения, принимаемые налоговым органом на основании как статьи 101, так и
статьи 101.4 НК, занимают равнозначное место. Поэтому в связи с введением
обязательной досудебной процедуры обжалования решений налогового органа в
административном порядке, положения пункта 5 статьи 101.2 НК РФ
распространяются на решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения
материалов как налоговой проверки, так и иных мероприятий налогового контроля».
Спустя несколько дней с обязательностью досудебного
порядка согласился и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 19.01.2012 по делу № А25-789/2011. Правда свой
вывод он мотивировал тем, что из п. 9 ст. 101.4 НК РФ следует, что решение
налогового органа, принятое в порядке ст. 101.4 может быть (а вроде как и должно быть) обжаловано в вышестоящий
налоговый орган (в этой части п. 9 ст. 101.4 и п. 8 ст. 101 НК РФ совпадают).
Таким образом, налицо новые тенденции в судебной
практике, которые вполне вероятно в ближайшем будущем найдут и свое
законодательное закрепление. Как только соответствующий законопроект поступит в
Госдуму, я сразу же об этом расскажу.