пятница, 13 июля 2012 г.

Распространяется ли досудебный порядок обжалования решений налоговых органов, выносимых не по результатам налоговых проверок или к вопросу о том, как идеи ФНС могут повлиять на судебную практику


Здание ФНС России
Норма п. 5 ст. 101.2 НК РФ, которую обычно называют обязательным досудебным порядком урегулирования спора с налоговым органом действует чуть более 3 лет (с 01.01.2009 г.), но с завидной регулярностью становится камнем преткновения в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками).
Споры здесь возникают по самым разным ситуациям, когда налоговые органы в суде пытаются доказать несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров (пропуск сроков на досудебное обжалование, отсутствие специальных полномочий у представителя, факт обжалования лишь отдельных эпизодов, а не всего решения налогового органа в целом). Но возникают и споры, касающиеся самой сути этой нормы, а именно о том, что обязательный досудебный порядок урегулирования распространяется не на все споры, а лишь на некоторые, те, что указаны в п. 5 ст. 101.2 НК.
Но и в самом тексте нормы нет полной ясности о том, какие именно это споры. С одной из разновидностей таких споров Президиум ВАС РФ в прошлом году уже разобрался, признав, что упомянутый порядок распространяется на решения об отказе в возмещении НДС (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 № 18421/10). Однако только этими видами споров дело не ограничивается. Возникали и возникают споры  о том распространяется ли п. 5 ст. 101.2 НК РФ на решения налоговых органов, принимаемых в порядке ст. 101.4 НК РФ (а не в порядке ст. 101 НК РФ – по итогам налоговых проверок).
В последнее время судебная практика стала здесь меняться на диаметрально противоположную (причем даже в рамках одного и того же Федерального арбитражного округа). Не вызывает сомнений, что это связано с новыми веяниями в ФНС России. Те кто внимательно следит за новостями, поступающими из нашего главного налогового ведомства, наверное обратили внимание, что ФНС уже направила на согласование в Минфин законопроект о распространении обязательного досудебного порядка вообще на любые споры между налогоплательщиками и налоговыми органами. Об этом, в частности, говорил 14 февраля этого года на пресс-клубе ФНС ее первый заместитель С.А. Аракелов  здесь.
Но вернемся к судебной практике, к вопросу о том распространяется ли п. 5 ст. 101.2 НК РФ на решения налоговых органов о привлечении к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, кроме решений, принимаемых по итогам налоговых проверок. Возьмем примеры из практики ФАС Северо-Западного округа.
Сначала в постановлении ФАС СЗО от 17.12.2009 по делу N А56-59009/2009 и постановлении ФАС СЗО от 30.07.2010 по делу N А56-59024/2009 суды приходят к выводу о том, что обязательный досудебный порядок обжалования решений о привлечении к ответственности, вынесенных в соответствии со ст. 101.4 НК РФ, не предусмотрен. В обоих случаях речь шла о привлечении к ответственности по ст. 129.1 НК РФ за непредставление документов в рамках «встречной» проверки.
Такой же позиции придерживался и целый ряд судов в других округах.
И вот поворот на 180 градусов. В постановлении ФАС СЗО от 13.01.2012 по делу № А44-1404/2011 суд указал буквально следующее:  «Из положений пункта 5 статьи 101.2 НК РФ следует, что в системе правоотношений, возникающих между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с осуществлением названным органом мероприятий налогового контроля, решения, принимаемые налоговым органом на основании как статьи 101, так и статьи 101.4 НК, занимают равнозначное место. Поэтому в связи с введением обязательной досудебной процедуры обжалования решений налогового органа в административном порядке, положения пункта 5 статьи 101.2 НК РФ распространяются на решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения материалов как налоговой проверки, так и иных мероприятий налогового контроля».
Спустя несколько дней с обязательностью досудебного порядка согласился и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 19.01.2012 по делу № А25-789/2011. Правда свой вывод он мотивировал тем, что из п. 9 ст. 101.4 НК РФ следует, что решение налогового органа, принятое в порядке ст. 101.4 может быть (а вроде как и должно быть) обжаловано в вышестоящий налоговый орган (в этой части п. 9 ст. 101.4 и п. 8 ст. 101 НК РФ совпадают).
Таким образом, налицо новые тенденции в судебной практике, которые вполне вероятно в ближайшем будущем найдут и свое законодательное закрепление. Как только соответствующий законопроект поступит в Госдуму, я сразу же об этом расскажу.