Страницы

вторник, 31 июля 2012 г.

В рамках камеральной налоговой проверки нельзя проверять добросовестность налогоплательщика

Здание ФАС ДВО г. Хабаровск
Как то совсем недавно в марте я писал в блоге о том, что появляется судебная практика о том, что в рамках КНП нельзя проверять налоговую добросовестность. Ссылался же я при этом на Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 № 441-О-О (более подробно см. здесь). Тогда единодушной поддержки я от читателей не получил, с некоторыми даже поспорил, но до сих пор настаиваю на том, что в соответствии правовыми позициями Конституционного Суда РФ при проведении КНП нельзя проверять налогоплательщика на добросовестность, т.к. это можно осуществлять только в рамках ВНП.
И вот вам еще новость, а суды то продолжают рассматривать споры, по итогам которых принимают решения о том, что в рамках камеральной проверки налоговый орган не вправе проверять реальность хозяйственных операций налогоплательщика.
На этот раз к такому положительному для налогоплательщиков выводу при рассмотрении одного из дел пришел ФАС Дальневосточного округа. По мнению налогового органа, в ходе
проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации, представленной налогоплательщиком (обществом), имело место неполное представление по запросу инспекции поставщиками общества доказательств (информации), подтверждающих финансово-хозяйственные отношения между налогоплательщиком и его контрагентами. Кроме того, инспекция установила, что у контрагентов общества отсутствуют необходимые условия для ведения соответствующей финансово-хозяйственной деятельности; создана, как предположил налоговый орган, схема обналичивания денежных средств. Инспекция также посчитала, что налогоплательщиком увеличены суммы производственных затрат, и соответственно, суммы налоговых вычетов.
Однако суд, рассматривая дело в пользу налогоплательщика, указал, что ИФНС ошибочно полагает, что у нее в рамках проведения камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации имелись основания для проведения мероприятий налогового контроля и в отношении контрагентов налогоплательщика, и по установлению фактов реальности хозяйственных операций между обществом и его контрагентами. В силу п. 4 ст. 101 НК РФ при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. В данном случае к таким доказательствам относится информация, полученная инспекцией в отношении организаций – контрагентов налогоплательщика.
Следовательно, при камеральной налоговой проверке у инспекции не было оснований для осуществления мероприятий налогового контроля, касающихся взаимоотношений общества с названными выше юридическими лицами, в том числе для подтверждения фактов взаимоотношений с поставщиками, наличия товарно-материальных ценностей, их транспортировки и использования в целях соблюдения экономической целесообразности при осуществлении налогоплательщиком его хозяйственной деятельности. Упомянутая информация не могла быть положена инспекцией в основу решения как не относящаяся к предмету налоговой проверки (Постановление ФАС ДВО от 04.07.2012 № Ф03-2264/2012).