среда, 8 августа 2012 г.

Минфин удивил своим непонятным письмом... Как можно перепутать "встречные" проверки и получение показаний у свидетеля?


"В огороде бузина, а в Киеве дядька". Эта старая поговорка пришла мне невольно на ум, когда я прочитал письмо Минфина РФ от 
 18.07.2012 № 03-02-08/58. Но это еще полбеды, по минфиновски получается что хоть "бузина", хоть "дядька", все это примерно одинаково и одно и то же.
Письмо, о котором идет речь, посвящено применению ст. 93.1 НК РФ. Эта норма об истребовании  документов и информации у третьих лиц и по-простому такое мероприятие обычно именуется «встречная проверка». Согласно ей должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Все как-то уже привыкли, что эта проверка проводится обычно в отношении контрагентов налогоплательщика, проверяемого в рамках основной проверки. Тем неожиданнее было столкнуться с адресованным Минфину вопросом о том, вправе ли налоговый орган на основании ст. 93.1 НК РФ истребовать у работника организации, осуществляющего деятельность по трудовому или гражданско-правовому договору, документы (информацию), касающиеся деятельности этой организации? То есть, подпадают ли работники под определение тех самых «иных лиц», о которых также речь идет в ст. 93.1 НК РФ (письмо Минфина РФ от 18.07.2012 № 03-02-08/58).
Само по себе истребование информации у работников это, конечно, не такая уж редкость, чтобы специально спрашивать об этом. Показания работников нередко используются для выявления фактов выплаты «серых» зарплат, аутсорсинговых схем и т.п., но все это делается в порядке ст. 90 НК РФ, то есть работники допрашиваются в качестве свидетелей, обладающих в этом качестве определенным правовым статусом, правами, обязанностями, ответственностью.
А что же ответил Минфин? Как ни в чем ни бывало он пишет, что ст. 93.1 Кодекса не предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под «иными лицами». И, соответственно, налоговый орган вправе истребовать у физического лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, или располагающего информацией о конкретной сделке, такие документы (информацию).
И ни слова не сказано о ст. 90 НК РФ, о том как вообще можно совместить в одном два таких самостоятельных контрольных мероприятия как допрос свидетеля и истребование документов (информации) у третьих лиц? Или Минфин считает нормальным такой «симбиоз», когда, например, физическое лицо устные показания дает в качестве свидетеля, а подтверждающие эти показания документы предоставляет в рамках встречной проверки?
Представляется все-таки, что если у такого лица истребовали документы (информацию), не привлекая его в качестве свидетеля, такие документы (информация) должны признаваться недопустимыми доказательствами, а отказ этого лица в их предоставлении никак не может повлечь ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Хотелось бы увидеть более точные разъяснения финансового ведомства по поставленным вопросам.