"В огороде бузина, а в Киеве дядька". Эта старая поговорка пришла мне невольно на ум, когда я прочитал письмо Минфина РФ от
18.07.2012 № 03-02-08/58. Но это еще полбеды, по минфиновски получается что хоть "бузина", хоть "дядька", все это примерно одинаково и одно и то же.
Письмо, о котором идет речь, посвящено применению ст. 93.1 НК РФ. Эта норма об истребовании документов и информации у третьих лиц и по-простому такое
мероприятие обычно именуется «встречная проверка». Согласно ей должностное лицо
налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у
контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией),
касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора,
налогового агента), эти документы (информацию).
Само по себе истребование информации у работников это, конечно, не
такая уж редкость, чтобы специально спрашивать об этом. Показания работников
нередко используются для выявления фактов выплаты «серых» зарплат,
аутсорсинговых схем и т.п., но все это делается в порядке ст. 90 НК РФ, то есть
работники допрашиваются в качестве свидетелей, обладающих в этом качестве
определенным правовым статусом, правами, обязанностями, ответственностью.
А что же ответил Минфин? Как ни в чем ни бывало он пишет, что ст.
93.1 Кодекса не предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под «иными
лицами». И, соответственно, налоговый орган вправе истребовать у физического
лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности
проверяемого налогоплательщика, или располагающего информацией о конкретной
сделке, такие документы (информацию).
И ни слова не сказано о ст. 90 НК РФ, о том как вообще можно
совместить в одном два таких самостоятельных контрольных мероприятия как допрос
свидетеля и истребование документов (информации) у третьих лиц? Или Минфин
считает нормальным такой «симбиоз», когда, например, физическое лицо устные
показания дает в качестве свидетеля, а подтверждающие эти показания документы
предоставляет в рамках встречной проверки?
Представляется все-таки, что если у такого лица истребовали
документы (информацию), не привлекая его в качестве свидетеля, такие документы
(информация) должны признаваться недопустимыми доказательствами, а отказ этого
лица в их предоставлении никак не может повлечь ответственность,
предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Хотелось бы увидеть более точные разъяснения
финансового ведомства по поставленным вопросам.