Алексей Тарасов |
Особо было для меня неожиданным, когда увидел статью красноярского корреспондента "Новой газеты", моего одноклассника и друга - Алексея Тарасова. Алексей один из самых талантливых публицистов нашего времени, пишет он четко и хлестко. Я всегда с огромным интересом читаю все его статьи и публикации... Вот и на этот раз, увидев его статью "За борт!", был потрясен откровенностью и точностью формулировок. А речь в статье про "Богословский алюминиевый завод", про моего бывшего лучшего клиента, с котором меня связывают долгие годы работы. Ниже публикую материал Алексея.
За борт!
Государство должно согласиться с решением Дерипаски закрыть часть алюминиевых заводов
Олег Дерипаска сокращает нерентабельные алюминиевые мощности. Ранее он уже анонсировал это мероприятие, а 27 августа в «Русале» сообщили об одобрении
советом директоров программы полной либо частичной остановки четырех заводов.
В черный список вошел Богословский завод (БАЗ) в Краснотурьинске (Свердловская область), судьбой которого не так давно занимался Владимир Путин, — очевидно, прописанные им реанимационные мероприятия проигнорированы. На БАЗе производство алюминия остановят до конца года (выпуск глинозема сохранят). К 2015 году «уволят» Волховский и Надвоицкий заводы, к 2018-му остановят два корпуса Новокузнецкого комбината (НкАЗ).
Бесприбыльный бизнес не имеет смысла, поэтому решение логично. Жаль, список короток. К огорчению миллионного Красноярска, в список не вошел КрАЗ, отравляющий город. Однако Дерипаска всегда последовательно придерживался категорий совсем уж дикого, изначального бизнеса. Для него значима исключительно прибыль. И если ей мешает какая-то экология, тем хуже для нее. А потому, исходя из этой дистиллированной, незамутненной никакими гуманистическими бреднями бизнес-логики, решение о закрытии названных алюминиевых производств вполне исчерпывающее.
Проблема — не Дерипаски — в том, что три из четырех предприятий расположены в небольших депрессивных монопоселениях (исключение — НкАЗ). И на всех этих предприятиях работают люди, которым другой работы не найти. Если профильные активы можно распилить и сдать на металлолом с выгодой, то от обслуживавшего их персонала никакой выгоды не ждут. И есть давняя традиция оставлять нерентабельных людей наедине с собой. Как всё случится на сей раз?
Теоретически ничего хоть сколько-нибудь драматичного не происходит. Не только заводы и фабрики, но и города при них умирали и будут умирать. Всегда, на всех континентах. Это объективный, закономерный процесс. Практически же это ординарное для многих прочих народов событие непременно обращается у нас в трагедию. В конец света. Хотя в «Русале» и пообещали трудоустроить всех уволенных, в т.ч. переобучить их и (или) предложить переезд в другие регионы, в массе у нашего народа (труда) по сей день не принято мигрировать за капиталом. Завод закрыли — жди серию суицидов, алкоголизацию населения, рост уголовщины, причем самых диких преступлений, не укладывающихся в голове, сиротства и прочих эксцессов, сопровождающих «утилизацию непрофильных активов».
В связи с чем и стоит напомнить несколько важных обстоятельств. И до кризиса, и в кризис государство помогало Дерипаске. Если вспомнить все произносившиеся при этом Путиным и другими чинами речи, можно сделать вывод, что их заботили не столько прибыли Олега Владимировича, сколько социальная стабильность в регионах его присутствия. С таким бизнесом, как у Дерипаски, власть подставляется под шантаж невольно, в заложниках — целые города. Ну и что же в итоге всех этих полученных от государства мер поддержки?
В итоге Дерипаска по-прежнему в списках миллиардеров, а электролизников просят на выход.
Что ж, и такой бизнес бывает. Кстати, меры господдержки бизнеса Дерипаски с успехом реализовывались, а, например, соглашения по нормализации ситуации на БАЗе, что приняли федеральные и областные власти после прошлогоднего осеннего кризиса, бизнесом не выполнены. Так, Путин благословил продажу «Русалу» Виктором Вексельбергом Богословской ТЭЦ. Но на поручение Путина «забили», и цена выплавляемого БАЗом алюминия превысила мировую на 500 долларов за тонну.
Хочет того Дерипаска или нет, но и сейчас его абсолютно верные решения о закрытии заводов выглядят как шантаж. Судите сами: их «Русал» объясняет ростом затрат на электричество на фоне низких цен на алюминий. Сроки закрытия заводов связаны с окончанием долгосрочных договоров на поставку электричества. При этом сообщается, что закрытие Волховского и Надвоицкого заводов можно и отменить — в случае продления договоров по низкой цене. Что будет дальше, нам известно. Митинги, акции протеста, явление Того, кто всё разрулит в ручном режиме, «отдайте ручку» и т.д. Социальную стабильность поменяют на низкие энерготарифы. Ну, а чего, в самом деле, трудно помочь бизнесу Дерипаски? Нам к тарифу гривенник добавят, а ему — состояние, «десять старушек — уже рубль». Всё состояние Дерипаски, весь его алюминиевый бизнес всегда зиждился на дешевом токе, дешевом за счет остальных потребителей. Красноярцы, к примеру, этим никогда не возмущались, спонсируя Дерипаску. Жителям других регионов что, слабо?
Уже на этой неделе в Краснотурьинске запланированы два митинга, созываемые заводским профкомом и комитетом «За спасение БАЗа».
Государство должно прекратить спасать предприятия Дерипаски. Государству следует согласиться с его намерением закрыть допотопные электролизные цеха. И ему следует заставить бизнесмена перейти от декларации целей к действиям. И в первую очередь — к реальной заботе обо всех намеченных к увольнению.