Страницы

пятница, 28 сентября 2012 г.

Новый масштабный законопроект по совершенствования налогового администрировании внесен в ГосДуму и скоро должен быть рассмотрен в первом чтении

27 апреля 2012 года  депутатом Л.Я. Симановским был внесен законопроект № 64159-6 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ».

До осенней сессии депутаты рассмотреть проект не успели и первоначально планировали его рассмотреть 19 сентября. Однако срок был перенесен и сейчас планируется, что проект рассмотрят 16 октября. Интересно отметить, что Минфин законопроект поддержал.

Предлагаемый закон достаточно объемный – предлагается внести в части первую и вторую Налогового кодекса РФ свыше полусотни поправок (95% из них именно в первую часть) и это только на момент внесения законопроекта в Думу. Вполне вероятно, что к первому, а тем более ко второму чтению количество этих поправок многократно возрастет, некоторые из них претерпят изменения. Возможно, этот законопроект превратится в итоге в один из масштабных  налоговых законов 2012 года. Но все это в будущем, а пока предлагаем  просто взглянуть на то, какие же именно поправки планируются к рассмотрению. И, пожалуй, лучше всего это сделать в форме сравнительной таблицы с кратким обзорным комментарием. Не так давно такой табличный вариант был опробован на законопроекте о порядке досудебного урегулирования споров и, насколько я понимаю, вызвал интерес у читателей. Поэтому и сейчас хотел бы предложить такой же формат знакомства с новым законопроектом по тем поправкам, которые предлагается внести в часть первую НК РФ.

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНОПРОЕКТУ № 64159-6 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НК РФ И ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РФ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РФ» (о совершенствовании налогового администрирования)


ДЕЙСТВУЮЩАЯ РЕДАКЦИЯ
ПРЕДЛАГАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ
(п.4 ст. 1) Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом

(п.4 ст. 1) Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом

КОММЕНТАРИЙ: Поправка носит технический характер, приводит название одного из источников налогового законодательства в соответствие с общепринятыми стандартами.


(п.2 ст. 4) Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

(п.2 ст. 4) Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка носит технический характер и предлагается в целях единства терминологии.


(п. 4 ст. 31) Формы и форматы предусмотренных настоящим Кодексом документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен настоящим Кодексом.

(п. 4 ст. 31) Формы и форматы документов, которые необходимы налоговым органам при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен настоящим Кодексом.
Документы, необходимые при реализации налоговыми органами полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
          В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма

КОММЕНТАРИЙ: Поправка, во-первых, уточняет, что ФНС России по общему правилу утверждает формы и форматы любых документов, используемых ими при реализации своих полномочий, а не только документов, предусмотренных НК РФ. Во-вторых, закрепляются альтернативные возможные способы передачи документов от налоговых органов адресатам. В-третьих, устанавливается единое универсальное правило «шестого дня» на все случаи направления заказным письмом документов, исходящих от налогового органа.
Здесь отметим, что НК РФ в некоторых случаях сохраняет отступление от общего правила об альтернативности способов направления документов, устанавливая строго определенную их последовательность (например, акт налоговой проверки). Кроме того, предлагая закрепление общего правила «шестого дня» законодатель не исключил упоминания о нем в отдельных статьях НК РФ, посвященных направлению налоговым органом тех или иных документов с использованием этого правила.

(абз. 2 подп. 10 п. 1 ст. 32) Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

(абз. 2 подп. 10 п. 1 ст. 32) Запрашиваемая справка передается руководителю организации или физическому лицу (представителю организации или физического лица) лично под расписку, направляется этому лицу по почте заказным письмом или передается указанному лицу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса


КОММЕНТАРИЙ: Поправка конкретизирует порядок направления заинтересованному лицу справки о расчетах по налогам, закрепляя три возможных способа ее передачи: лично под расписку, заказным письмом или по телекоммуникационным каналам связи.

(подп. 10.1 п. 1 ст. 32) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков и участников этой группы по налогу на прибыль организаций

(подп. 10.1 п. 1 ст. 32) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций


КОММЕНТАРИЙ: Поправка исключает обязанность налогового органа по предоставлению ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков справку о состоянии расчетов по налогам участников этой группы. Такая справка может предоставляться по группе в целом (и по самому ответственному участнику как самостоятельному налогоплательщику).

(пр. 2 абз.1 п. 2 ст. 46) В действующей редакции отсутствует
(абз. 1 п. 2 ст. 46) Форма и порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов


КОММЕНТАРИЙ: Поправка закрепляет полномочие ФНС России по установлению формы и порядка направления в банк налогового инкассового поручения на списание и перечисление в бюджет денежных средств налогоплательщика (налогового агента) и аналогичного поручения на перевод электронных денежных средств.

(абз. 3 п. 3 ст. 46) В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.


(абз. 3 п. 3 ст. 46) Утрачивает силу


КОММЕНТАРИЙ: Поправка исключает строгую последовательность направления налогоплательщику (налоговому агенту) решения о взыскании налога, когда оно могло направляться заказным письмом лишь при невозможности его вручения под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения. С принятием данной поправки налоговые органы в силу общего правила о равнозначности способов направления исходящих от них документов смогут по своему усмотрению выбирать способ передачи решения о взыскании налога.

(п. 4.1 ст. 46) В действующей редакции отсутствует

(п. 4.1 ст. 46) Взыскание налога приостанавливается по решению налогового органа о приостановлении взыскания в соответствии с пунктом 3 статьи 138, пунктом 2 статьи 141 настоящего Кодекса и в  иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Взыскание налога возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления взыскания налога.
Форма и порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении взыскания налога, возобновлении взыскания налога на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок направления в банк решений налогового органа о приостановлении взыскания налога, возобновлении взыскания налога в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка, во-первых, устанавливает общие основания для приостановления взыскания налога. Оно может осуществляться как по соответствующему решению вышестоящего налогового органа (в случае обжалования актов нижестоящего налогового органа: решения по итогам налоговой проверки, которым доначислен тот или иной налог, требования об уплате налога и т.п.) так и на основании решения суда в качестве обеспечительной меры (в случае судебного обжалования данных актов и при наличии оснований предусмотренных процессуальным законодательством).
Устанавливается, что взыскание налога возобновляется также по решению налогового органа об отмене приостановления взыскания налога. Но здесь, по всей видимости, требуется пояснение о том, что решение об отмене приостановления взыскания налога налоговый орган принимает, если и само решение о приостановлении взыскания ранее было принято им же, а не судом.
Во-вторых, поправка закрепляет полномочия ФНС России по установлению формы и порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении и возобновлении взыскания налога на бумажном носителе. Что касается аналогичных решений налогового органа в электронном виде, то порядок их направления устанавливается Центробанком РФ по согласованию с ФНС России.

(абз. 1 п. 1  ст. 48) В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.


(абз. 1  п. 1  ст. 48) В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов) вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка закрепляет территориальное разграничение полномочий налоговых органов по осуществлению процедуры взыскания налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в случае смены последним места жительства и снятия с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога. В данном случае полномочие по обращению в суд с заявлением о взыскании с такого лица налоговой задолженности переходит к налоговому органу по новому месту жительства этого лица (как следует полагать, независимо от того, поставлено ли это лицо на учет в этом налоговом органе).

(п. 1 ст. 60) Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
.
(п. 1 ст. 60) Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье - поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка закрепляет обязанность банков по перечислению в бюджет по поручению инкассового поручения налогового органа не только денежных средств налогоплательщика (налогового агента), но и его электронных денежных средств.

(п. 3.1 ст. 60) При невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

(п. 3.1 ст. 60) При невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).
.



КОММЕНТАРИЙ: Поправка уточняет, что банк обязан сообщать налоговому органу (налогоплательщику) о невозможности исполнения поручения о перечислении налога, во всех случаях, когда имеет место такая невозможность, а не только при отсутствии (недостаточности) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центробанка РФ.

(п. 1 ст. 61) Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок

(п. 1 ст. 61) Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок либо перенос срока уплаты недоимки


КОММЕНТАРИЙ: Поправка расширяет и конкретизирует понятие «изменение срока уплаты налога и сбора» включая в него не только перенос срока уплаты налога и сбора, который должен наступить, но и тот, который уже наступил и нарушен лицом, обязанным уплатить налог (сбор), в результате чего у него образовалась недоимка. Таким образом, перенос срока уплаты недоимки приравнивается к переносу срока уплаты налога.

(п. 5 ст. 61) Изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса либо поручительством в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

(п.5 ст. 61) Изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса, поручительством в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, либо банковской гарантией в соответствии с пунктами 4-6 статьи 1761 настоящего Кодекса если иное не предусмотрено настоящей главой.

(п. 5.3 ст. 64) По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.
(п. 5.3 ст. 64) По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога,  поручительство либо банковская гарантия.

(абз. 1 п. 8 ст. 64) Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

(абз. 1 п. 8 ст. 64) Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога,  поручительство либо банковскую гарантию.


КОММЕНТАРИЙ: Смысл всех поправок связан с приданием банковской гарантии, предоставляемой банком при заявительном порядке возмещения НДС, статуса самостоятельного способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

(п. 12 ст. 64) Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

(п. 12 ст. 64) Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка носит технический характер и предлагается в целях совершенствования юридической техники и обеспечения единства терминологии.

(абз 4, 5 п. 1 ст. 66) Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.

(абз. 4, 5 п. 1 ст. 66) Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет включительно.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до десяти лет включительно по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка исключает возможные разночтения относительно включения в срок, на который предоставляется инвестиционный налоговый кредит, последнего года этого срока.

(абз. 1 п. 2 ст. 66) Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

(абз. 1 п. 2 ст. 66) Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока, на который предоставлен инвестиционный налоговый кредит.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка исключает привязку права на уменьшение налоговых платежей при предоставлении инвестиционного налогового кредита к сроку действия договора о таком кредите. Таким образом, определяющим моментом здесь становится срок, указанный в самом решении о предоставлении этого кредита.

(подп. 1 п. 2 ст. 67) Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
 по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей

(подп. 1 п. 2 ст. 67) Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
 по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этих подпунктах целей


КОММЕНТАРИЙ: Поправка устраняет техническую ошибку, допущенную при подготовке и принятии действующей редакции данной нормы, поскольку изначально речь идет об основаниях, предусмотренных не подпунктом, а подпунктами (1 и 5, соответственно).

(абз. 3 п. 4 ст. 67) Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

(абз. 3 п. 4 ст. 67) Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка устраняет противоречие между комментируемой нормой и нормой, допущенное при внесении в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Соответственно, обращение организации за предоставлением инвестиционного налогового кредита не должно ограничивать ее право на одновременное обращение с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

(пр. 1 абз. 1 п. 6 ст. 67) Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

(пр. 1 абз. 1 п. 6 ст. 67) Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения платежей по соответствующему налогу, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита в срок, не превышающий срок, на который в соответствии с договором предоставляется инвестиционный налоговый кредит, порядок и срок погашения начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию, ответственность сторон


КОММЕНТАРИЙ: Поправка уточняет как ряд в целом очевидных моментов, связанных с содержанием договора об инвестиционном налоговом кредите, так и исходит из придания банковской гарантии самостоятельного способа обеспечения исполнения обязательства по уплате налога.

(пр.1 п. 5 ст. 69) Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.

(пр. 1 п. 5 ст. 69) Исключается

КОММЕНТАРИЙ: Поправка устраняет исключительную компетенцию по направлению налогоплательщика требования об уплате налога тем налоговым органом, в котором он на момент такого требования состоит на учете. Вероятно, это связано с ситуациями, когда налогоплательщик (налоговый агент) меняет место постановки на учет в период между налоговой проверкой, которую проводит налоговый орган по бывшему месту учета, и выставлением требования об уплате налога, которое по действующей редакции должен выставлять уже налоговый орган по новому месту учета.
Соответственно, с принятием данной поправки налоговый орган, принявший решение о доначислении налога, будет вправе также и направлять налогоплательщику (налоговому агенту) требование об уплате налога даже в том случае, когда на момент направления такого требования его адресат уже не состоит на учете в этом налоговом органе.

(абз. 1 п. 1 ст. 70) Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

(абз. 1 п. 1 ст. 70) Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет менее пятисот рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи


КОММЕНТАРИЙ: Поправка указывает на возможность установления ст. 70 НК РФ исключений из общего 3-месячного срока для направления требования об уплате налога. При этом устанавливается новое такое исключение, касающееся случае, когда общая сумма налоговой задолженности составляет менее 500 рублей. В этом случае срок направления требования увеличивается до 1 года (кроме случаев направления требования по итогам налоговой проверки).

( п. 2 ст. 70) Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

(п. 2 ст. 70) Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка увеличивает с 10 до 20 дней срок направления налоговым органом требования об уплате налога по результатам налоговой проверки.

(п. 1 ст. 72) Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

( п. 1 ст. 72) Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка закрепляет за банковской гарантией статус способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога

(п. 3 ст. 77) Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса

(п. 3 ст. 77) Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или  его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств


КОММЕНТАРИЙ: Поправка исходит из строгой последовательности способов взыскания налоговой задолженности в рамках досудебного порядка. Соответственно, если в нарушение данного порядка налоговым органом принято решение о взыскании этой задолженности за счет имущества налогоплательщика-организации, то он не вправе обеспечить это взыскание путем наложения ареста на имущество.

(абз. 1 п. 3.1 ст. 77) В целях обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.

(абз. 1 п. 3.1 ст. 77) В целях обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества) на общее имущество товарищей, а также на имущество всех управляющих товарищей может быть наложен арест.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка уточняет состав налоговой задолженности участников инвестиционного товарищества, для обеспечения взыскания которой на имущество товарищей может быть наложен арест. В этот состав включаются пени и штрафы.

(абз. 4 п. 3.1 ст. 77) Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога за счет имущества указанных лиц.

(абз. 4 п. 3.1 ст. 77) Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах либо при отсутствии информации о счетах инвестиционного товарищества, управляющих товарищей и товарищей


КОММЕНТАРИЙ: Поправка так же исходит из строгой последовательности способов взыскания налоговой задолженности с участников инвестиционного товарищества в рамках досудебного порядка ее взыскания. Соответственно, если в нарушение данного порядка налоговым органом принято решение о взыскании этой задолженности за счет общего имущества товарищей и имущества управляющих товарищей, то он не вправе обеспечить это взыскание путем наложения ареста на имущество.

(п. 1.1 ст. 83) В действующей редакции отсутствует
(п. 1.1 ст. 83) Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества


КОММЕНТАРИЙ: Поправка устанавливает место постановки на налоговый учет управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество. Они подлежат постановке на учет по месту нахождения этого имущества. При этом если такое имущество расположено на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то постановка на учет осуществляется в каждом из этих налоговых органов.

(п. 4.2 ст. 83) В действующей редакции отсутствует
(п. 4.2 ст. 83) Постановка на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом, которым в соответствии со статьей 253 настоящего Кодекса зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в течение пяти дней с даты его регистрации, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков


КОММЕНТАРИЙ: Поправка устанавливает исключительное место постановки на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Таким местом является налоговый орган, в котором зарегистрирован договор о создании консолидированной группы.

(п. 5.1 ст. 83) Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования.

(п. 5.1 ст. 83) Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования, а также в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих  компаний.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка распространяет общее правило о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества на управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым в доверительное управление передано недвижимое имущество.

(п. 8 ст. 83) В случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 5, пунктами 7 и 7.1 настоящей статьи, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет.

(п. 8 ст. 83) Утрачивает силу

КОММЕНТАРИЙ: Поправка отменяет обязанность налогового органа об уведомлении физического лица – налогоплательщика о его постановке на учет на основании сведений предоставляемых регистрирующими органами либо на основании самого такого налогоплательщика.


(абз. 1 п. 2 ст. 84) Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

(абз. 1 п. 2 ст. 84) Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.
        В случае, когда заявление физического лица направлено по почте заказным письмом либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган и необходимо направление налоговым органом запроса для подтверждения сведений, содержащихся в этом заявлении, в органы, указанные в пунктах 3 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица на основании такого заявления в течение пяти дней со дня получения подтверждения содержащихся в нем сведений от органов, указанных в пунктах 3 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, и в тот же срок выдает (направляет) физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось).


КОММЕНТАРИЙ: Поправка устанавливает специальный порядок исчисления срока постановки на учет в случае представления налогоплательщиком – физическим лицом соответствующего заявления и необходимости проверки содержащихся в нем сведений в регистрирующих органах. В этих случаях 5-дневный срок для постановки такого налогоплательщика на учет исчисляется с момента получения от данных органов подтверждающих сведений.

(абз. 2 п. 2 ст. 84) Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение пяти дней со дня получения сообщения от этой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через иное обособленное подразделение - в течение пяти дней со дня получения от этой организации заявления о постановке на учет и всех необходимых документов и в тот же срок выдать российской организации, иностранной организации соответственно уведомление о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

(абз. 2 п. 2 ст. 84) Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение пяти дней со дня получения сообщения от этой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в течение пяти дней со дня внесения соответствующей записи в реестр, иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через иное обособленное подразделение - в течение пяти дней со дня получения от этой организации заявления о постановке на учет и всех необходимых документов и в тот же срок выдать российской организации, иностранной организации соответственно уведомление о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка уточняет техническую неточность и пробел, связанные с определением срока постановки на учет филиала (представительства) российской организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации. Поскольку в этих случаях постановка на учет производится на основании сведений содержащихся в ЕГРЮЛ, то 5-дневный срок для такой постановки исчисляется со дня внесения соответствующих записей в реестр.

(абз. 4 п. 2 ст. 84) Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет, снятие с учета организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом указанным лицам свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе

(абз. 4 п. 2 ст. 84) Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом:
1)           организации (физическому лицу) – уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих недвижимого имущества и (или) транспортных средств (уведомление о снятии с учета в налоговом органе);
2) нотариусу, занимающемуся частной практикой (адвокату) – свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой (адвоката) (уведомление о снятии с учета в налоговом органе)


КОММЕНТАРИЙ: Поправка разграничивает и конкретизирует виды документов, выдаваемых организациям и физическим лицам при постановке на учет (снятии с учета) по месту нахождения принадлежащих им имущества и (или) транспортных средств, и документов, выдаваемых частнопрактикующим нотариусам и адвокатам при постановке или снятии их с учета. В первом случае таким документом является уведомление о постановке на учет (снятии с учета), во втором – соответствующее свидетельство.

(пр. 1 абз. 3 п. 3 ст. 84) Изменения в сведениях об иностранных организациях (в том числе о филиалах, представительствах, об иных обособленных подразделениях, за исключением отделений, указанных в абзаце первом настоящего пункта) подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения указанных обособленных подразделений на основании заявления иностранной организации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(пр. 1 абз. 3 п. 3 ст. 84) Изменения в сведениях об иностранных организациях (в том числе о филиалах, представительствах, об иных обособленных подразделениях, за исключением отделений, указанных в абзаце первом настоящего пункта) подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения указанных обособленных подразделений на основании заявления иностранной организации.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка отменяет ссылку на специальную форму, установленную ФНС России для учета изменения в сведениях об иностранных организациях.

(п. 5.2 ст. 84) В действующей редакции отсутствует
(п. 5.2 ст. 84) Снятие с учета организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом в течение пяти дней с даты прекращения действия консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о снятии с учета в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков


КОММЕНТАРИЙ: Поправка устанавливает специальный порядок исчисления срока снятия с учета организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Он исчисляется в течение 5 дней со дня прекращения действия данной группы. В этот же срок такой организации выдается соответствующее уведомление.

(п.3 ст. 85) Органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц

(п. 3 ст. 85) Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации физических лиц (постановки на миграционный учет иностранного работника либо дня выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента, снятия с миграционного учета иностранного работника) или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
          Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны сообщать о зарегистрированных фактах рождения и смерти временно пребывающих за границей физических лиц, имеющих регистрацию по месту жительства (месту пребывания) в Российской Федерации, в налоговый орган по месту нахождения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в течение трех месяцев после регистрации указанных фактов


КОММЕНТАРИЙ: Поправка, во-первых, уточняет порядок исчисления 10-дневного срока представления регистрирующими органами в налоговые органы сведений о постановке иностранных граждан на учет, под которым понимается миграционный учет. Если же такое лицо уже состоит на миграционном учета, то данный срок исчисляется с момента выдачи такому лицу разрешения на работу или патента.
Во-вторых, устанавливает обязанность дипломатических представительств и консульских учреждений по сообщению в налоговый орган по месту нахождения МИД РФ сведений о фактах рождения и смерти лиц, временно пребывающих за границей РФ.

(п. 4 ст. 85) Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта текущего года  представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года

(п. 4 ст. 85) Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их правообладателях и лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, и обо всех связанных с ними изменениях в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года


КОММЕНТАРИЙ: Поправка уточняет круг субъектов, о которых органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговый орган. К таким субъектам отнесены правообладатели и лица, на которые зарегистрированы транспортные средства. О всех связанных с этими лицами изменениях регистрирующие органы также обязаны предоставлять информацию в налоговый орган.

(п.1 ст. 93) Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

(п.1 ст. 93) Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка отменяет строго установленную последовательность способов направления налоговым органом проверяемому лицу требования о предоставлении документов. Такая последовательность была закреплена поправками в НК РФ, внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, просуществовала на сегодняшний день два года и, по всей видимости, себя не оправдала, поскольку препятствует оперативности проведения налоговыми органами данного контрольного мероприятия. К тому же и количество споров по поводу применения данной нормы является крайне незначительным. Из постановлений окружных арбитражных судов в качестве примера можно привести лишь постановление ФАС СЗО от 23.05.2012 по делу № А52-2540/2011, где суд отметил, что «поскольку налоговым органом не представлены доказательства соблюдения порядка направления требования, а именно доказательства того, что требование не представлялось возможным передать путем вручения руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то довод Инспекции о соблюдении ею положений ст. 93 НК РФ отклоняется как несостоятельный».

(абз. 2 п.1 ст. 93.1) Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
(абз. 2 п.1 ст. 93.1) Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка носит чисто технический характер и касается полномочия налоговых органов по истребованию документов в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

(п. 6 ст. 93.1) Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса

(п. 6 ст. 93.1) Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса
         Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 1291 настоящего Кодекса.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка устанавливает разграничение ответственности за отказ от представления документов в рамках «встречной» проверки с одной стороны, и за неправомерное несообщение информации – с другой. Таким образом, унифицируется ответственность за непредставление документов как в рамках обычной проверки (камеральной, выездной) налогоплательщика, так и при «встречной» проверке, т.е. при истребовании документов у третьего лица. Статьей 129.1 НК РФ будет регулироваться лишь ответственность за те или иные нарушения при предоставлении информации, но не документов.

(абз 1 п. 6 ст. 100) Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений
(абз 1 п. 6 ст. 100) Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений


КОММЕНТАРИЙ: Одна из самых существенных поправок законопроекта, которая почти двое увеличивает срок на представление возражений по акту налоговой проверки, что должно положительным образом сказаться на качестве подготовки таких возражений и на расширении возможностей по досудебному урегулированию налоговых споров.

(абз. 2 п. 2 ст.101) Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы.
(абз. 2 п. 2 ст. 101) Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля в течение пяти дней со дня получения указанных материалов. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы.

 КОММЕНТАРИЙ: Поправка тоже является одной из значимых для налогоплательщиков. Ее внесение обусловлено складывающейся судебной практикой по вопросу о необходимости предоставления проверяемому лицу какого-то разумного срока на ознакомление с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.  В настоящее время Минфин РФ по данному вопросу исходит из того, что срок для ознакомления проверяемого лица с материалами по результату дополнительных мероприятий налогового контроля определяется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем (см., например, письмо Минфина РФ от 26.10.2011 № 03-02-08/112). С принятием указанной поправки проверяемое лицо перестанет зависеть от усмотрения налогового органа по вопросу о количестве времени, предоставляемом для ознакомления с материалами ДМНК и получит гарантированные 5 дней для этого, что должно, соответственно, сократить и количество судебных споров, связанных с реализацией права налогоплательщика на ознакомление со всеми материалами налоговой проверки, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
 
(абз. 2 п. 7 ст. 101) В действующей редакции отсутствует
(абз. 2 п. 7 ст. 101) Решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка, по всей видимости, направлена на разрешение спорных ситуаций по вопросу о конкретном налоговом органе (его руководителе), уполномоченном на принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в ситуации, когда после проведения проверки, но до принятия решения по ней, проверяемое лицо меняет место постановки на учет при смене юридического адреса.

(абз. 4 п. 8 ст. 101) В действующей редакции отсутствует

(абз. 4 п. 8 ст. 101) В случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, указанные суммы отражаются как недоимка по налогу.

 КОММЕНТАРИЙ: Поправка во многом навеяна налоговым спором, рассмотренным в этом году Президиумом ВАС РФ. При рассмотрении этого спора налогоплательщик возражал против того, что сумма НДС, возмещенная ему по итогам камеральной проверки, была взыскана с него (зачтена) по результатам выездной проверки как необоснованно возмещенная. Применяя положения п. 2 ст. 11 НК РФ, определяющего недоимку как сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок, суд кассационной инстанции, оперируя понятием "недоимка", придал ей смысл, не позволяющий обеспечить уплату в бюджет суммы задолженности, возникшей в связи с неправомерным возмещением НДС из бюджета (см. Постановление Президиума ВАС РФ № 12207/11 от 31.01.2012). В итоге Президиуму ВАС пришлось устранять такую неясность налогового законодательства и признать допустимым взыскание (зачет) по итогам выездной проверки суммы НДС, ранее необоснованно возмещенной по итогам камеральной проверки. Теперь возникновение подобных споров в будущем планируется устранить на законодательном уровне.


(п. 13. ст. 101) Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

(п. 13. ст. 101) Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

 КОММЕНТАРИЙ: Поправка упрощает передачу налогоплательщику копий решений налогового органа о принятии обеспечительных мер и их отмене.

(абз. 6, 7 п. 15.1  ст. 101) Копии решений налогового органа, указанных в настоящем пункте, в течение пяти дней после дня вынесения соответствующего решения вручаются налоговым органом лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения.
В случае направления копии решения налогового органа по почте заказным письмом датой ее получения считается шестой день с даты отправки.

(абз. 6  п.15.1  ст. 101) Копии решений налогового органа, указанных в настоящем пункте, в течение пяти дней после дня вынесения соответствующего решения передаются (направляются) налоговым органом лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение, либо его представителю.

 КОММЕНТАРИЙ: Поправка упрощает передачу налогоплательщику копий решений налогового органа, принимаемых в связи с инициированием и прекращением в отношении налогоплательщика уголовного дела по «налоговым» статьям.

(пр. 1 п. 5 ст. 101.4) Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
(пр. 1 п. 5 ст. 101.4) Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

 КОММЕНТАРИЙ: Поправка устанавливает месячный срок на подготовку возражений по тем правонарушениям, материалы по которым рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ (т.е. всем правонарушениям, за исключением тех, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 120, 122, 123 НК РФ). Таким образом, этот срок значительно увеличивается (с 10 дней до одного месяца), что расширяет возможности по качественной подготовке возражений и досудебному урегулированию соответствующего спора с налоговым органом.

(абз. 1 п. 9 ст. 101.4) В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

(абз.1 п. 9 ст. 101.4) В решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.


 КОММЕНТАРИЙ: Поправка касается понятийного аппарата налогового законодательства и направлена на его унификацию. На сегодняшний день ст. 101 НК РФ оперирует понятием «решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение» в то время как ст. 101.4 НК РФ – понятием «решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах». На устранение таких разночтений и направлена предлагаемая поправка.

(п. 10 ст. 101.4) На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69 настоящего Кодекса, и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 настоящего Кодекса.


(п. 10 ст. 101.4) На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее  нарушение, направляется требование о перечислении налога (сбора), пеней и штрафа в порядке и сроки, установленные статьями 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

 КОММЕНТАРИЙ: Данная поправка, во-первых, как и предыдущая направлена на унификацию понятийного аппарата налогового законодательства. Понятие «нарушение законодательства о налогах и сборах» заменяется на «налоговое правонарушение». Во-вторых, из поправки следует, что при направлении требования о перечислении налога (сбора), пени и штрафа должен учитываться и порядок и сроки перечисления указанных сумм банком в бюджетную систему РФ.

(п. 11 ст. 101.4) Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.

(п.11 ст. 101.4) Решение руководителя налогового органа вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения этим лицом (его представителем). В случае, если лицо, привлеченное к ответственности, или его представитель уклоняется от получения указанного решения, оно направляется заказным письмом по почте и считается полученным по истечении шести дней после дня его отправки по почте заказным письмом.

КОММЕНТАРИЙ: Поправка устраняет указание на вручение лицу, совершившему налоговое правонарушение, требования об уплате пеней и штрафа. По всей видимости, это связано с намерением законодателя упростить порядок направления указанного требования.

(абз. 3 п. 2 ст. 105.18) Для целей применения симметричных корректировок не осуществляются корректировки регистров налогового учета и первичных документов.

(абз. 3 п. 2 ст. 105.18) Для целей применения симметричных корректировок не осуществляются корректировки регистров налогового учета и первичных учетных документов.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка направлена на совершенствование и унификацию понятийного аппарата налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете. Так, например, действующий на сегодняшний день (до 31.12.2012) Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ оперирует именно понятием «первичный учетный документ» (ст. 9 Закона).

(п. 1 ст. 118) Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке
(п. 1 ст. 118) Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии ему счета в каком-либо банке


КОММЕНТАРИЙ: Поправка носит технический характер и основывается на том, что налогоплательщик может лишь инициировать открытие или закрытие своего расчетного счета, а фактически эти действия осуществляет непосредственно банк.

(п. 3 ст. 118) Положения настоящей статьи применяются также в отношении участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, нарушившего установленный настоящим Кодексом срок представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии им счета инвестиционного товарищества в каком-либо банке.

(п. 3 ст. 118) Положения настоящей статьи применяются также в отношении участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, нарушившего установленный настоящим Кодексом срок представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии ему счета инвестиционного товарищества в каком-либо банке.



КОММЕНТАРИЙ: Поправка аналогично предыдущей носит технический характер и касается открытия или закрытия счета инвестиционного товарищества.

(абз. 2 п.1 ст. 119) влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.


(абз. 2 п.1 ст. 119) влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка вносит крайне важно уточнение в порядок расчета размера налоговой санкции за нарушение срока представления налоговой декларации. Она ухудшает положение тех лиц, которые уплатили налог с нарушением установленного срока и при этом нарушили срок представления налоговой декларации. Размер штрафа для таких лиц предлагается рассчитывать исходя именно из неуплаченной в срок суммы налога (т.е. независимо от того, была ли эта сумма уплачена впоследствии к моменту представления просроченной декларации или нет). То есть поправка скорее носит карательный характер, а не стимулирует к скорейшей уплате налога.

(абз. 1 п.1 ст. 120) Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи

(абз. 1 п.1 ст. 120) Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи


КОММЕНТАРИЙ: Поправка исключает распространение ст. 120 НК РФ исключительно на налогоплательщиков-организаций. Соответственно, данная статья будет касаться и налогоплательщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями в тех случаях, когда у последних существует обязанность по ведению учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

(абз. 3 п. 3 ст. 120) Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

(абз. 3 п. 3 ст. 120) Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.



КОММЕНТАРИЙ: Поправка устраняет ограничение распространения понятие «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» только на налогоплательщиков (что усматривается из действующей редакции статьи). По всей видимости, это означает, что под действие данной нормы попадут и налоговые агенты как участники налоговых отношений.

(п. 2 ст. 126) Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(п. 2 ст. 126) Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица – в размере одной тысячи рублей.



КОММЕНТАРИЙ: Поправка распространяет на индивидуальных предпринимателей ответственность за отказ или уклонения от представления налоговому органу, документов со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа или представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями.

(абз. 1 п. 1 ст. 129.2) Нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов -

(абз. 1 п. 1 ст. 129.2) Нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговом органе объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, указанного в пункте 1 статьи 366 настоящего Кодекса, либо порядка регистрации изменений количества указанных объектов


КОММЕНТАРИЙ: Поправка заменяет обобщающим понятием различные виды объектов налогообложения на игорный бизнес, которые конкретизируются исключительно в главе НК РФ, посвященной соответствующему налогу.

(абз. 1 ст. 137) Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

(абз. 1 ст. 137) Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.


КОММЕНТАРИЙ: Поправка носит технический характер, выделяя запятыми, словесный вводный оборот «по мнению этого лица».