26 сентября 2012 Федеральный административный суд Лейпцига (высшая
инстанция) вынес решение по достаточно интересному вопросу о соотношении и
разграничении гражданского и религиозного институтов церкви. Оговорюсь сразу,
что дело не затрагивало вопросы веры как таковой.
Итак, согласно германскому законодательству, в стране с
начала XIX века существует налог, взимаемый государством в пользу Германской
католической церкви в качестве компенсации за национализацию церковного
имущества. Величина данного налога составляет 8-9% от годового дохода человека,
а уплачивать его должны официально зарегистрированные католики, протестанты,
иудеи.
В целях ухода от уплаты налога профессор канонического права
обратился с заявлением о выходе из Католической церкви как института
гражданского права, но при этом он пожелал остаться приверженцем Католической
церкви как религиозного института.
И вот как раз таки вопрос о соотношении гражданского и
религиозного институтов Католической церкви и возможности частичного отказа стал
повод для рассмотрения дела в судах.
Что интересно, административный суд Фрайбурга согласился с
доводами профессора, и признал правомерным отказ от католической церкви как от
гражданского института. Однако в 2010 г. Административный суд
Баден-Вюртемберга, а в последствии и Федеральный административный суд Лейпцига
как высшая инстанция постановили, что приверженность к церкви не может быть частичной. Таким образом
суд указал, что человек должен либо полностью отказаться от католической
церкви, и тогда он освобождается от уплаты налога, либо считать себя
приверженцем и исполнять все проистекающие из данного статуса обязанности.
Сложно спорить или как то оценивать правомерность или
«правильность» данного решения, поскольку с одной стороны налогоплательщики
часто стремятся найти лазейки чтобы не платить или платить поменьше налогов. С
другой стороны, считать себя приверженцем той или иной религии только в тех
моментах когда это удобно, по меньшей мере выглядит некрасиво.
Но я хотел бы еще сказать и о другом - об уровне самой проблемы. В том время, как у нас страна раскололась на две половины по поводу панк-молебнов, когда создаются боевые православные дружины, а ГосДума озабочена проблемой оскорблением чувств верующих (причем, обратите внимание, не проблемой оскорблением чувств обманутых дольщиков, или жертв ДТП или еще чем то подобным), в Германии проблемы веры решаются в первую очередь на фискальном и судебном уровнях.