Страницы

вторник, 9 октября 2012 г.

Суд Германии постановил, что частичный отказ от католичества в целях «уклонения» от уплаты налога является неправомерным


26 сентября 2012 Федеральный административный суд Лейпцига (высшая инстанция) вынес решение по достаточно интересному вопросу о соотношении и разграничении гражданского и религиозного институтов церкви. Оговорюсь сразу, что дело не затрагивало вопросы веры как таковой.
Итак, согласно германскому законодательству, в стране с начала XIX века существует налог, взимаемый государством в пользу Германской католической церкви в качестве компенсации за национализацию церковного имущества. Величина данного налога составляет 8-9% от годового дохода человека, а уплачивать его должны официально зарегистрированные католики, протестанты, иудеи.
В целях ухода от уплаты налога профессор канонического права обратился с заявлением о выходе из Католической церкви как института гражданского права, но при этом он пожелал остаться приверженцем Католической церкви как религиозного института.
И вот как раз таки вопрос о соотношении гражданского и религиозного институтов Католической церкви и возможности частичного отказа стал повод для рассмотрения дела в судах.
Что интересно, административный суд Фрайбурга согласился с доводами профессора, и признал правомерным отказ от католической церкви как от гражданского института. Однако в 2010 г. Административный суд Баден-Вюртемберга, а в последствии и Федеральный административный суд Лейпцига как высшая инстанция постановили, что приверженность к  церкви не может быть частичной. Таким образом суд указал, что человек должен либо полностью отказаться от католической церкви, и тогда он освобождается от уплаты налога, либо считать себя приверженцем и исполнять все проистекающие из данного статуса обязанности.
Сложно спорить или как то оценивать правомерность или «правильность» данного решения, поскольку с одной стороны налогоплательщики часто стремятся найти лазейки чтобы не платить или платить поменьше налогов. С другой стороны, считать себя приверженцем той или иной религии только в тех моментах когда это удобно, по меньшей мере выглядит некрасиво.
Но я хотел бы еще сказать и о другом - об уровне самой проблемы. В том время, как у нас страна раскололась на две половины по поводу панк-молебнов, когда создаются боевые православные дружины, а ГосДума озабочена проблемой оскорблением чувств верующих (причем, обратите внимание, не проблемой оскорблением чувств обманутых дольщиков, или жертв ДТП или еще чем то подобным), в Германии проблемы веры решаются в первую очередь на фискальном и судебном уровнях.