Страницы

пятница, 2 ноября 2012 г.

И снова к вопросу об обязательном декларировании вычетов по НДС (возвращаясь к напечатанному)

Здание ФАС ВСО, г. Иркутск
Писал я в прошлом году о негативной, как мне кажется практике ВАС РФ, по поводу декларирования вычетов, как об обязательном условии его фактического получения (см. здесь). Но проблема до сих пор остается злободневной.
Так, федеральные суды арбитражных округов продолжают рассматривать споры, связанные с вопросом о том, обязан ли налоговый орган в ходе выездной проверки по НДС определять размер обязательств налогоплательщика по этому налогу с учетом вычетов, если документы, подтверждающие право на вычет у него имеются, но сама сумма вычетов ранее не была отражена в налоговой декларации за соответствующий период.
Казалось бы этот вопрос вот уже полтора года как является решенным. 26 апреля 2011 года Президиум ВАС РФ вынес постановление № 23/11, в котором занял сторону налогового органа и исходил из того, что наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих право на вычет по НДС, не заменяет декларирования этого вычета, и если этот вычет на момент проведения выездной проверки не был отражен в налоговой декларации, то размер налогового обязательства налогоплательщика по НДС устанавливается по итогам проверки без учета этого вычета, что не препятствует задекларировать этот вычет в последующем.
Однако сейчас споры по этому вопросу сохраняются и касаются теперь уже толкования самой позиции, точнее даже текста постановления Президиума ВАС РФ № 23/11. Обратимся к фрагментам этого текста, сначала суд пишет: «Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования».
А вот дальше идет следующий абзац: «В данном случае налоговые вычеты по налогу на
добавленную стоимость…обществом не декларировались, уточненные налоговые декларации по этому налогу для дополнительного применения вычетов не подавались, документы, подтверждающие налоговые вычеты, а также книги покупок при проверке инспекции не представлялись, возражения, основанные на указанных документах, не заявлялись».
И здесь возникает принципиальный вопрос: а если бы эти документы представлялись налоговому органу, то было бы решение высшей судебной инстанции совсем иным по содержанию или всё равно в отсутствие уточненной налоговой декларации налоговый орган не обязан был учитывать эти вычеты?
Именно этот вопрос стал одним из главных при рассмотрении одного из дел ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление ФАС ВСО от 27.09.2012 по делу № А19-8821/2011). При схожих обстоятельствах налоговый орган ссылался на то, что «…применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 НК РФ условий. Налоговые вычеты, на которые претендует общество, не заявлялись в период выездной налоговой проверки в налоговых декларациях за спорные периоды, у инспекции отсутствовали правовые основания для их самостоятельного выявления и проверки их обоснованности и документального подтверждения».
Свою позицию налоговики подкрепили ссылкой как раз на постановление Президиума ВАС РФ № 23/11, но суд кассационной инстанции, тем не менее, вынес решение не в их пользу. Суд указал, что, «как следует из названного Постановления Высший Арбитражный Суд РФ  пришел к такому выводу, исходя из ситуации, когда налогоплательщик не только не задекларировал налоговые вычеты, но и не представил налоговому органу при проведении выездной налоговой проверки документы, подтверждающие эти вычеты, книги покупок и не заявил основанные на указанных документах возражения».
В рассматриваемом случае такие схожие обстоятельства судом не установлены. Напротив, из решения инспекции по итогам налоговой проверки следует, что:
1) все первичные документы, подтверждающие реализацию товара (работ, услуг) были представлены к проверке,
2) налогоплательщик заявил о них: в возражениях к акту проверки заявитель указал на проведение корректировок и на наличие у него права на вычет.
3) В судебном заседании представители инспекции также пояснили, что указанные документы исследовались при проведении проверки.
То есть в итоге эту положительную для налогоплательщиков позицию ФАС Восточно-Сибирского округа можно свести к следующему: даже если сумма вычета по НДС на момент проведения выездной проверки не была ранее задекларирована, но документы, подтверждающие право на вычет, были представлены налогоплательщиком в ходе выездной проверки, то налоговый орган обязан, как минимум, исследовать эти документы и при отсутствии каких-либо претензий к ним учесть сумму вычета при определении размера налогового обязательства НДС.