Читаю у своих коллег и партнеров с "Российского налогового портала" новость-сообщение "Дмитрий Медведев хочет провести совещание о развитии налоговой системы в России".
Суть такова, Дмитрий Медведев намерен провести совещание о возможных путях развития налоговой системы в РФ.Дата еще не назначена.
И тут вспомнил, что совсем недавно, наше региональное представительство "Агентства стратегических инициатив" привлекало меня в рабочую группу по выработке предложений, связанных с налоговым администрированием. Мы с коллегами сделали пакет предложений и, насколько я знаю, их направили в Москву для обобщения. Предполагаю, что совещание у премьера, и наша работа как то связаны между собой, а может просто совпадение.
Не знаю, что в Москве "пройдет", но со своей стороны я предложил нижеследующее. Может кто еще что предложит и дополнит, но вот первое, что пришло в голову (только обратите внимание, что речь идет не конкретных видов налогов, а вообще о налоговом администрировании как таковом).
Суть такова, Дмитрий Медведев намерен провести совещание о возможных путях развития налоговой системы в РФ.Дата еще не назначена.
И тут вспомнил, что совсем недавно, наше региональное представительство "Агентства стратегических инициатив" привлекало меня в рабочую группу по выработке предложений, связанных с налоговым администрированием. Мы с коллегами сделали пакет предложений и, насколько я знаю, их направили в Москву для обобщения. Предполагаю, что совещание у премьера, и наша работа как то связаны между собой, а может просто совпадение.
Не знаю, что в Москве "пройдет", но со своей стороны я предложил нижеследующее. Может кто еще что предложит и дополнит, но вот первое, что пришло в голову (только обратите внимание, что речь идет не конкретных видов налогов, а вообще о налоговом администрировании как таковом).
Список предложений по совершенствованию налогового администрирования:
1.
Считаю необходимым скорейшее внесение в НК РФ принципа
недопустимости злоупотребления своими правами, т.е. речь идет о необходимости
введения в налоговом праве России института «добросовестности». Причем данная
категория должна быть двусторонней и распространяться не только в отношении
обязанных участников налоговых отношений (налогоплательщики, плательщики
сборов, налоговые агенты и др.), но и в отношении налоговых органов;
2.
Необходимо отказаться от «правило 6-го дня» в том
объеме, в котором оно сейчас действует. Установить, что оно применяется только
в случае двукратного уклонения (причем подтвержденного) налогоплательщика от
получения требований, актов и т.д.
3.
Ввести в налоговый контроль принцип обоснованности
проведения тех или иных
мероприятий налогового контроля (ст. 82 НК РФ);
4.
Ввести в налоговый контроль запрет на проведение
налоговыми органами мероприятий, прямо не предусмотренных НК РФ (ст. 82 НК РФ);
5.
Ввести запрет на применение доказательств, полученных
налоговыми органами за пределами налоговых проверок (ст. 82 НК РФ);
6.
Более четко прописать ограничения при истребовании документов в рамках камеральной
налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). В частности необходимо ввести положения о
том, что налоговый орган должен подтвердить и обосновать «неясности» и
«противоречия», которые являются поводом для истребования пояснений;
7.
Распространить действие пункта 9.1 ст. 88 НК РФ на
случаи представления уточненной налоговой декларации после составления акта
камеральной проверки. При этом возможно установление ограничений по числу
уточненных деклараций, на которые будет распространяться данная норма.
8.
Ввести в НК РФ положение о том, что истребование
налоговым органом документов может осуществляться только после ознакомления с
оригиналами. Кроме того, объем истребуемых документов не может быть
произвольным (ст. 93 НК РФ);
9.
Установить правило: если у налогоплательщика
истребуется большой объем документов, то он может предоставлять их не в течение
10 рабочих дней, а в течение 15 рабочих дней.
10.
Ввести положение о возможности предоставления копий
истребуемых документов в подшивке (ст. 93 НК РФ);
11.
Конкретизировать понятие «недостаточности копий
документов» для целей производства
выемки (необходимо нивелировать негативную позицию Президиума ВАС, заложенной в
Постановлении № 18120/10 от 26.04.2011);
12.
Отменить действие п. 2 ст. 93.1 НК РФ, т.к. данное
положение позволяет налоговым органам неограниченно злоупотреблять своими
полномочиями.
13.
Установить недопустимость наступления негативных
последствий за несвоевременное представление документов ввиду их явно большого
количества и наличия у ИФНС возможности ознакомления с ними на территории
проверяемого лица;
14.
Продлить до 1 месяца срок на представление
налогоплательщиком возражений на акт выездной налоговой проверки (ст.100 НК
РФ);
15.
Установить более формализованную процедуру рассмотрения
материалов проверки: ведение протокола, аудиозапись (как в арбитражных судах),
возможность повторного рассмотрения и т.д.
16.
Установить четкий порядок рассмотрения материалов, полученных
в результате дополнительных материалов налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК
РФ);
17.
Ввести правило об очном рассмотрении апелляционной
жалобы налогоплательщика в вышестоящую УФНС при наличии на то ходатайства
налогоплательщика (ст. 139 НК РФ);
18.
Установить мораторий на применение мер налоговой
ответственности к налогоплательщикам, в случае нарушения ими новых положений
законодательства о налогах и сборах (например, в первый год их действия).
Примером здесь может служить освобождение от ответственности за нарушения норм
о трансфертном ценообразовании, допущенные в 2012-2013 гг. (гл. 15 НК РФ);
19.
Установить общий запрет на контроль цен в сделках в
рамках выездных и тем более камеральных поверок (расширение действия абз. 3 п.
1 ст. 105.17 НК РФ). Речь идет о том, что налоговые органы и Минфин уже
заявляют, что налоговый контроль за ТЦО будет осуществляться не только в
отношении «крупных» сделок, но и в отношении «мелких» сделок, что просто
недопустимо (письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145);
20.
Распространить систему применения патента,
распространив ее не только на ИП, но и на простых граждан, если они
осуществляют свою деятельность без привлечения наемных работников;
21.
Разрешить субъектам РФ снижать ставку по УСН по объекту
«доходы» с 6 % до 2 %.