С.В. Иванов "Баскаки" (1909) |
В самой книге «К Добру и Злу» вообще много материалов по истории налогов, в частности есть глава «Налоги в истории евреев», а также «Слово просвещения о налогах».
Материал автора, скажу мягко, более чем неоднозначен. Автор вообще всю историю как Древней Руси, так и еврейского народа рассматривает через призму налогов. Можно даже сказать, что это такой своеобразный авторский метод: «история страны – это в первую очередь история его налогов». Должен отметить, что ряд положений из главы «Налоги в истории русских» меня сильно озадачили смелостью интерпретации, в связи с чем я решил опубликовать парочку отрывков для ознакомления с ними читателей, ну и с моими комментариями.Что думаете коллеги?
Налоги в истории русских
из книги «К Добру и Злу» (1993)
«… История Росси увлекала и приводила запад в недоумение на протяжении многих веков. О Русских принято говорить как о «таинственных славянах», а их история, как однажды сказал Уинстон Черчилль, это «головоломка, обернутая тайной, внутри загадки». Головоломка, однако, не является не решаемой, если понять налоговую историю России.
Российское политическое psyche развилось из жестокой налоговой политики Золотой Орды и ранних правителей Москвы. Позже Петр Первый поставил Россию на путь ведущий к получению статуса сверхдержавы – через изменение налоговой системы, которая до этого калечила экономику и сдерживала экономический рост на протяжении веков. Он дал русскому народу выбор – либо платить подушную подать, либо идти на государственную службу.
Коммунисты, занимаясь уничтожением правящих классов, всего лишь изъяли первый вариант»…
Это начало. Как вам? Лихо у Чарльза Адамса получилось всю многовековую историю России свести к ее налоговым реформам. Я даже не критикую сейчас этот подход (хотя очевидно, что он достаточно оригинален), а пытаюсь сам для себя определить суть самого подхода автора.
«Политический вакуум в степи в итоге был заполнен Золотой Ордой. Под предводительством Чингиз Хана море монгольских воинов, выросших на конском молоке, подчинило своей власти местные племена и обратило свои взоры на русов. Монголы сразу потребовали десятую часть… от всего, и еще – чтобы этот налог выплачивался ежегодно. Это не был тот же налог, который возлагали Хазары. Десять процентов, требуемых Хазарами, были мелочью в сравнении с десятью процентами Монгол. Русским пришлось выучить, что о налоговых системах нельзя судить только по их ставкам».
Как-то уж очень смело. Думаю, автору следовало более подробно описать, от чего «всего» была установлена ставка 10%.
«Монгол интересовали только подати и рекруты для их армий. Русская культура, в этом плане, их не интересовала, как и всякая другая. Под игом монгол русская цивилизация скатилась в века мрака в тот самый момент, когда Запад начал выбираться из самого мрачного периода в своей истории, вступая в эпоху Ренессанса – возрождения культуры древней Греции и Рима. «Монголы», как заметил русский поэт Пушкин, «не подарили России Аристотеля». … Расшатывание русской культуры достигалось монголами с помощью налогообложения.
В течение более чем двухсот лет Монгольского ига Россия прошла через три ярко выраженные фазы монгольской налоговой системы…»
«…Вначале Монголы передали работу по сбору податей влиятельным мусульманским купцам из Багдада. Сами Монголы были воинами, и работа по сбору податей была ниже их достоинства. Мусульманские сборщики податей с не меньшим успехом занимались работорговлей. Жителей деревень, которые были не в состоянии расплатится, они хватали и отправляли на рынки рабов в Багдаде. В 1162 году несколько русских городов восстали и перерезали всех мусульман до единого, навлекая на себя тем самым неминуемую месть и смерть. История, однако, как и все, на что оказывает влияние природа человека, не может быть точно предсказана…»
«Великий русский князь Александр Невский убедил хана не предпринимать карательных набегов, а вместо этого – реформировать систему сбора налогов. В результате чего мусульманские сборщики податей были выведены из нее. Хан разделили Россию на ряд военно-финансовых округов, во главе каждого из которых встал монгол – директор по сбору податей – Великий Баскак, поддерживаемый гарнизоном монгольских воинов». ...
«Появилась система двойного управления. Удельные русские князья ведали всем, кроме сбора податей и военной политики, находившихся в руках хана. Великие Баскаки были районными начальниками татаро-монгольских финансов, занимаясь сбором семи базовых налогов:
1) годовая подать и чрезвычайные сборы;
2) налог с продаж;
3) таможенная подать;
4) налог с необрабатываемой пахотной земли;
5) налог с обрабатываемой пахотной земли;
6) полюдье;
7) подать за уклонение от военной службы.
Третья заключительная фаза монгольской системы налогообложения несла в себе семена собственного уничтожения. Хан допустил обычную, но фатальную ошибку, связанную с ослаблением контроля над сбором налогов. Великие Баскаки были заменены русскими князьями. Со стороны система смотрелась хорошо. Удельные князья будут руководить налоговой системой, и необходимость в поддержке монгольских гарнизонов отпадет. Новая система сулила хану быстрые и гораздо более дешевые деньги.
Какой-то непонятный князь из никому не известного русского городка обратил на себя внимание хана своими необычайно успешными методами выколачивания денег. Город назывался Москвой, князя звали Иван Первый по прозвищу Калита (денежный мешок) – за его экстраординарные таланты в сборе податей. Иван убедил хана поручить ему сбор податей с русских городов-должников. Слава Денежного Мешка быстро росла, как и спрос на его услуги.
Очевидно, монголы задавались вопросом – почему бы разъяренным русским налогоплательщикам не иметь дело с Иваном? Зачем отважным воинам унижать себя сбором податей, когда Денежный Мешок в состоянии сделать эту работу за них? Какими бы доводами монголы не руководствовались, так или иначе они стремились к тому, чтобы ответственность по сбору налогов была переложена на московского князя. Имея в своем распоряжении большие доходы от собираемых податей, Иван и его потомки подготовили почву для освобождения от татарского ига. Русские заставили татар бороться за дань.
Постепенно контроль монгол над Русью (точнее – за системой сбора податей) ослабевал. В шестнадцатом веке Монгольскому владычеству над Русью был положен конец благодаря усилиям Ивана Четвертого, известного как Иван Грозный. Ресурс власти, заложенный его отцами через налогообложение, дорос до уровня, когда Иван уже мог изгнать монгол раз и навсегда.
Изгнание монгол началось с того, что сначала Иван отказался оплачивать свои податные обязательства, когда Московский Дорога совершил свой очередной ежегодный визит за податями. В память об этом событии Иван Четвертый отстроил Храм Покрова (Собор Василия Блаженного). Теперь он получил титул «Царь всея Руси», и князья всех остальных русских городов должны были получать от него право на княжение, становясь перед всевластным царем на колени. Городские собрания налогоплательщиков, назначавшие русских князей на княжение до нашествия монгол, более никогда не вернутся.
Новая система власти, построенная Иваном, «была безумием, но безумием гения».
Утверждение автора о том, что Собор Василия Блаженного был построен в честь отказа платить налоги, ничем не подтверждается, сколько я ни искал. Все исторические источники, которые я просмотрел, единодушно свидетельствуют о том, что Покровский собор, построенный в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного, был возведен в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Конечно, причиной русско-казанских войн (1437-1552) наверняка, были в том числе и какие-то фискальные интересы сторон, однако говорить о том, что строить Собор стали в честь победы в налоговых войнах, – это уже слишком.