Страницы

пятница, 28 декабря 2012 г.

Что такое "фискальный обрыв" и почему его ждут в США?

Табло, на котором высвечивается размер госдолга США
Фискальный обрыв (fiscal cliff) — это новое выражение, определяющее свод законов, которые должны автоматически вступить в силу в США с 1-го января 2013 года, если правительство не придет к другому соглашению. Эти законы заключаются в увеличении налоговой нагрузки и уменьшения государственных расходов ради уменьшения дефицита бюджета. Таким образом, дефицит государственного бюджета США должен уже в 2013 году уменьшиться вдвое ( в процентном выражении ). Однако некоторые эксперты прогнозирует, что резкое изменение в расходах и повышение налогов, может негативно сказаться на экономике и вызвать новый виток рецессии. По этому поводу решил перепостить интересную и достаточно содержательную статью с сайта Lenta.ru, которая так и называется "На краю обрыва", подготовленную Дмитрием Мигуновым .
Лично мне, почему то кажется, что ничего с Америкой не случится, повышение налогового бремени обернется только положительным эффектом. Хотя как знать, поживем увидим.

На краю обрыва (Lenta.ru, 12.11.2012)


США грозит полномасштабный бюджетный кризис

США в начале следующего года окажутся у "фискального обрыва" - ситуации резкого повышения налогов и одновременного снижения бюджетных расходов. Такое сочетание может
оказаться бомбой, заложенной под американскую экономику. Разрешить проблему можно лишь совместными усилиями обеих партий в Конгрессе, но, несмотря на то что выборы президента и довыборы в Конгресс завершились, согласия между "красными" и "синими" пока нет.
Разговоры об угрозе "фискального обрыва", который может почти мгновенно остановить рост экономики США, начались еще два года назад. Тем не менее никаких мер ни Конгресс, ни президент, увлеченные политической борьбой, не предпринимали. Сейчас же у них есть чуть более полутора месяцев для достижения консенсуса.
Почти так же долго тянулась в свое время история с очередным повышением потолка американского госдолга. Конгресс и президент Барак Обама провели первую половину 2010 года в бурных прениях на эту тему - конгрессмены (в первую очередь республиканцы) сказали строгое консервативное "нет" стремлению администрации продолжать заимствования без ограничений.
Надо сказать, что долгое время процедура повышения потолка долгов была в большей степени церемонией. Никому из ведущих политиков в прошлые годы и в голову бы не пришло устраивать из этого эпическое противостояние. Это во многом объясняется тем, что сам долг США длительное время был невелик, редко составляя более двух третей ВВП, а экономика росла опережающими темпами. Соответственно, подспудной угрозы от наращивания обязательств никто не видел.
Все изменилось к концу 2000-х. В 2008 году, когда заканчивалось президентство Джорджа Буша-младшего, выяснилось, что США закончили год с бюджетным дефицитом в 460 миллиардов долларов. Тогда эта цифра поражала воображение и пробуждала тревожные настроения по поводу того, что "нельзя жить взаймы". Но тут разразился глобальный финансовый кризис - и стало ясно, что эта сумма была просто ерундой.
Уже следующий год американский бюджет провел с дефицитом в 1,6 триллиона долларов, или 12 процентов ВВП. Деньги потребовались на множество программ экономического стимулирования, в то время как доходы казны резко упали. Поужасавшись цифрам, Конгресс все-таки принял бюджет, но республиканское большинство, в последнее время требующее фискальной умеренности, заявило, что это в последний раз.
В 2011 году у "красной" партии (обычно республиканцы в различных графических материалах показываются красным цветом, а демократы - синим) появилась возможность выполнить обещание. К августу размер госдолга должен был превысить уровень очередного потолка, что было ожидаемо - каждый посткризисный год дефицит намного превышал триллион долларов. Республиканцы с самого начала подчеркивали свое нежелание делать это без взаимных серьезных уступок со стороны администрации.

компромисс не был найден. В самый последний момент договориться все же удалось: оппозиция повысила потолок заимствований на 2,5 триллиона долларов, а Обама в свою очередь обещал сократить объем бюджетных расходов более чем на 2 триллиона долларов в течение ближайших десяти лет.

Республиканский реванш

Меры, позволяющие снизить эти расходы, вступают в свою силу с начала 2013 года. Предполагается сократить траты на более чем тысячу федеральных бюджетных программ, включая военные и социальные расходы. Эти шаги уже сами по себе для экономики опасны, но угроза заключается не только в них.
Так совпало, что на начало 2013 года приходится и окончание целой серии программ, предусматривающих налоговые льготы. В первую очередь, речь идет о льготах, предоставленных еще администрацией Джорджа Буша в 2000-е годы и продленных Бараком Обамой в 2010-м. Эти послабления касаются высокооплачиваемых американцев - с годовыми доходами в 250 тысяч долларов и более. Одновременно начинают работать отчисления по программе реформирования сферы здравоохранения, что также существенно повышает налоговую нагрузку.
Все вместе эти меры вырывают из экономики сотни миллиардов долларов. По подсчетам внепартийного Бюджетного бюро Конгресса (CBO), экономический рост замедлится на 4 процентных пункта. С учетом того что он и сейчас еле превышает отметку в 2 процента, есть все основания полагать, что США скатятся в повторную рецессию. Причем она окажется более глубокой по сравнению с той, что сейчас переживают страны еврозоны.
Конгресс и президент оказались в сложном положении. Из ситуации у них есть три выхода: принять все прописанные в прежних планах меры и позволить экономике упасть с "фискального обрыва"; ничего не трогать и дать госдолгу расти с космической скоростью; найти некий третий путь между двумя этими крайностями - к примеру, сократить расходы, но оставить налоговые льготы.
Вариант номер один для текущей администрации политически неприемлем совершенно, поскольку правительство Обамы всегда гордилось тем, что сумело после убийственного кризиса добиться роста экономики, хоть и слабого. Повышение безработицы до 9-10 процентов приведет к тому, что демократов будут воспринимать как людей, которые много обещают, но ничего не делают. В тонкости бюджетного процесса большинство американцев вникать не будет.
С другой стороны, наращивание расходов неприемлемо уже для республиканцев, которых поджимает их радикальное крыло из "Партии чаепития". Кроме того, драма, разворачивающаяся сейчас в еврозоне, вызывает беспокойство у всей Америки. При неизменности текущего курса на наращивание заимствований переход в состояние, наблюдаемое сейчас в Испании или даже Греции, - дело времени. Значительная часть американского политического класса это понимает.
Наконец, компромисс. Самый вероятный сценарий развития событий на сегодняшний день, даже несмотря на все еще бушующие поствыборные страсти. Вариант, который с грехом пополам устроил бы обе стороны, - это сокращение расходов и сохранение налоговых льгот. Последним будут особенно довольны республиканцы, традиционно выступающие против повышения налогов. Если льготы удастся сохранить, то "красные" в глазах своего электората одержат первую после выборов победу.
Полностью сохранить льготы вряд ли удастся, так что вопрос стоит лишь о том, какие из них прекратят действовать после Нового года. Администрация Обамы готова пойти на уступки, но при условии, что послабления перестанут работать в отношении граждан с доходами свыше полумиллиона долларов в год. Дело в том, что льготы Буша первоначально подавались как облегчение бремени для среднего класса, в то время как демократы не хотят относить к таковому американцев, зарабатывающих полмиллиона в год или больше. Одновременно лидер республиканского большинства в Палате представителей Джон Бейнер подчеркнул, что в льготах нуждаются и граждане с доходом выше, чем 500 тысяч в год, так как подобные послабления крайне полезны для малого и среднего бизнеса.
С учетом того что до дедлайна осталось всего ничего, борьба предстоит жаркая. Стоит, однако, заметить, что в случае если договориться все-таки не удастся и все предусмотренные в 2011 году поправки к налоговому и бюджетному законодательству вступят в силу, последствия будут ощущаться постепенно. Так что, в отличие от прошлогодней ситуации, Конгресс всегда сможет вернуться к этой теме в течение 2013 года и как минимум существенно смягчить падение.
 
Дмитрий Мигунов