05 февраля 2013 года Президиум ВАС РФ рассмотрел налоговый спор о правомерности привлечения государственного органа к ответственности
за непредставление документов статистики в рамках «встречной» проверки (Определение ВАС РФ от 08.11.2012 № ВАС-11890/12).
Судебные акты по делу: здесь.
Видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: Налоговый орган в порядке ст. 93.1 НК РФ истребовал у органа статистики документы информацию, касающуюся проверяемого налогоплательщика. Орган статистики отказал в ее предоставлении со ссылкой на то, что она в соответствии с законодательством является информацией ограниченного доступа. За этот отказ он был привлечен налоговым органом к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ.
Вопрос: Правомерно ли привлечение государственного органа к налоговой ответственности за непредставление документов статистики, учитывая, что последние не относятся к числу документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов?
Судебные акты по делу: здесь.
Видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: Налоговый орган в порядке ст. 93.1 НК РФ истребовал у органа статистики документы информацию, касающуюся проверяемого налогоплательщика. Орган статистики отказал в ее предоставлении со ссылкой на то, что она в соответствии с законодательством является информацией ограниченного доступа. За этот отказ он был привлечен налоговым органом к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ.
Вопрос: Правомерно ли привлечение государственного органа к налоговой ответственности за непредставление документов статистики, учитывая, что последние не относятся к числу документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов?
Орган статистики: Неправомерно.
Налоговый орган: Правомерно.
Арбитражные суды, рассматривая дело в пользу налогового органа, исходили из того, что последним истребованы документы о деятельности проверяемого налогоплательщика, необходимые для осуществления налогового контроля, поэтому налоговый орган действовал в рамках, установленных ст.ст. 31, 82, 93.1 НК РФ. Довод органа статистики о приоритете законодательства о статистическом учете над нормами НК РФ является необоснованным, так как в данном случае идет речь о правоотношениях, возникших в рамках законодательства о налогах и сборах.
Налоговый орган: Правомерно.
Арбитражные суды, рассматривая дело в пользу налогового органа, исходили из того, что последним истребованы документы о деятельности проверяемого налогоплательщика, необходимые для осуществления налогового контроля, поэтому налоговый орган действовал в рамках, установленных ст.ст. 31, 82, 93.1 НК РФ. Довод органа статистики о приоритете законодательства о статистическом учете над нормами НК РФ является необоснованным, так как в данном случае идет речь о правоотношениях, возникших в рамках законодательства о налогах и сборах.
Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум, отметив, что поскольку формы статистического наблюдения, истребованные инспекцией, к числу документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов законодательством о налогах и сборах не отнесены, то в действиях органа статистики по отказу в представлении форм федерального статистического наблюдения отсутствует состав правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 НК РФ.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу органа статистики.