Страницы

воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Ответы на некоторые вопросы, заданные на семинаре "Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием", 02 апреля 2013 года, Екатеринбург

Как я уже писал в блоге, 02 апреля в Екатеринбурге наша компания провела однодневный семинар по теме "Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием".
Фотоотчет по семинару еще не готов и я размещу его в блоге чуть позже. Однако должен отметить, что на самом мероприятии нам было задано очень много вопросов от участников, на которые мы отвечали как  устно так и письменно. Ответы на некоторые из вопросов мне хотелось бы сегодня (разумеется обезличенно), разместить в блоге. А кроме того, я все таки решил открыть новую рубрику блога "Вопросы-ответы", по поводу которой я советовался с читателями несколько месяцев назад.



Ответы на вопросы, заданные на семинаре 

«Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием», 

2 апреля 2013, Екатеринбург

Вопрос 1: Если Сторона 1 берет заем у Стороны 2 (резидентство - Республика Кипр) является ли сделка контролируемой?

Ответ: По общему правилу сделка является контролируемой, если она совершена между лицами, являющимися взаимозависимыми по какому-либо из оснований, предусмотренных ст. 105.1 НК РФ. Соответственно, если Сторона 1 и Сторона 2 являются взаимозависимыми лицами, то сделка займа между ними будет являться контролируемой (кроме случаев, когда указанная сделка заключена до 2012 года и ее условия не изменялись).
Если же указанная заемная сделка заключена между лицами, которые не являются
взаимозависимыми, то следует исходить из того, что в силу подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ сделка между невзаимозависимыми лицами, одно из которых является резидентом оффшорной зоны, также признается контролируемой при превышении определенного стоимостного критерия размера доходов по ней за календарный год (60 млн. рублей). Республика Кипр исключена из числа таких оффшорных зон с 01.01.2013 года. Следовательно, если сделка займа заключена между сторонами – невзаимозависимыми лицами в 2013 (одна из которых является резидентом Кипра), то она не будет являться контролируемой. Если же она заключена в 2012 году и при этом доходы займодавца и, соответственно, расходы заемщика по ней в виде процентов, учтенных по правилам гл. 25 НК РФ также в 2012 году, превысили 60 млн. рублей, то она будет являться контролируемой.

Вопрос 2: От какой суммы подается уведомление в ИФНС по такой сделке?

Ответ: Как следует из п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ положения ст. 105.16 НК РФ (о подаче уведомлений о контролируемых сделках) до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:
в 2012 году - 100 млн. рублей;
в 2013 году - 80 млн. рублей.
Доходами (расходами) в заемных сделках признается сумма процентов, признанных в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ. Соответственно, если заемная сделка будет являться контролируемой и при этом сумма процентов по ней превысит в 2012 году 100 млн. рублей, а в 2013 году – 80 млн. рублей, то в этих случаях, исходя из указанных сумм и подается уведомление в ИФНС о такой сделке.

Вопрос 3: Каким образом контролируется размер процентов по займу? Каким методом?

Ответ: Первый из вопросов нуждается в уточнении, что именно имеется в виду: кто, когда, в каком размере учитывает сумму процентов по займу для целей ТЦО или что-то другое. Что касается метода, то следует исходить из того, что в первую очередь применяется метод сопоставимых рыночных цен, а при невозможности его применения – другие методы, предусмотренные ст. 105.7 НК РФ.

Вопрос 4: Если нерезидент дает займы НЕ-ВЗЛ (сторонам 1, 2, 3), а эти стороны все ВЗЛ (т.к. один учредитель), как считается порог по сумме? Веерно?

Ответ: При совершении сделок займа между невзаимозависимыми лицами вопрос об определении суммового критерия (порога), по достижении которого такие сделки становятся контролируемыми, является актуальным только в том случае, если сторона - нерезидент РФ является резидентом одной из стран (территорий) отнесенных к оффшорным зонам в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н (с учетом того, что с 01.01.2013 из перечня этих стран исключена Республика Кипр). В этом случае порог по сумме доходов по таким сделкам (в виде процентов) считается отдельно по каждому из заемщиков (т.е. без суммирования процентов по всем заемщикам).

Вопрос 5: Между НЕ-ВЗЛ в 2013 году заключен договор аренды оборудования. Цена услуги значительно ниже фактических затрат. Аналогичные договоры на предприятии не заключались. Возможны ли претензии со стороны налоговых органов и насколько они будут законны?

Ответ: По общему правилу, сделки между невзаимозависимыми лицами выведены из под ценового контроля даже если их цена фактически значительно отличается от рыночной и от фактических затрат по таким сделкам. В отношении цен по этим сделкам действует презумпция (т.е. заранее установленное предположение) рыночности этих цен (абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Причем эта презумпция сформулирована как неопровержимая, т.е. налоговым органам не предоставлено право доказывать обратное, что цена по такой сделке не соответствует рыночной.
Вместе с тем Минфин РФ в письме от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145 рекомендовал в случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках доказывать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 Кодекса (т.е. действовать через механизм установления недобросовестности налогоплательщика).
Однако, по нашему мнению, для налогового органа применить этот механизм будет крайне сложно. Во-первых, ему необходимо, как минимум доказать, что налогоплательщик манипулировал ценами, а в условиях совершения последним одной-единственной сделки это представляется маловозможным.
Во-вторых, даже заниженная цена может иметь то или иное экономическое обоснование (например, значительный износ сдаваемого в аренду оборудования, отсутствие спроса на аренду такого оборудования и т.п.)

Вопрос 6: На какие сделки и каких лиц распространяется в 2012 г. размер сделки 100 млн. руб. для подачи уведомления?

Ответ: Для возникновения обязанности по представлению уведомления о контролируемых сделках 2012 года необходимо чтобы такая сделка (группа сделок) отвечала одновременно следующим условиям:
- была признана контролируемой по какому-либо из оснований, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ;
- сумма доходов (расходов) по ней (группе сделок) с одним и тем же контрагентом превышала 100 млн. рублей.
Исходя из этого, размер сделки в 100 млн. руб., необходимый для подачи уведомления о контролируемых сделках за 2012 год, распространяется на следующие сделки:
1)     сделки между взаимозависимыми лицами, предусмотренные подп. 2-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, если сумма доходов по ним превышает 100 млн.руб.;
2)     сделки между невзаимозависимыми лицами, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами, предусмотренные подп. 1-3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

Вопрос 7: Согласно ст. 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами в области внешней биржевой торговли черными и цветными металлами на сумму более 60 млн. рублей является контролируемой.
              Какие последствия будут:
1)     Если цена продажи была завышена и составила более 60 млн. рублей, а по результатам проверки цена договора стала менее 60 млн. рублей.
2)     Если цена продажи была занижена, но по рыночным ценам составила бы более 60 млн. рублей. Эта сделка не попала бы под налоговый контроль.

Ответ: Для начала отметим, что сделка в области внешней биржевой торговли черными и цветными металлами на сумму более 60 млн. рублей признается контролируемой постольку, поскольку она приравнена к сделкам между взаимозависимыми лицами, но при этом ее стороны все-таки являются невзаимозависимыми лицами. Если же такая сделка совершается между взаимозависимыми лицами, то есть основания полагать, что одна из сторон такой сделки является нерезидентом РФ, а, следовательно, лимит в 60 млн. рублей на такие сделки не распространяется. В связи с этим вопрос о взаимозависимости лиц и (или) о наличии лимита в 60 млн. руб. по сделке между этими лицами нуждается в дополнительном уточнении.
         Если же по существу вопроса, то применительно к первой ситуации представляется более корректным говорить о случае, когда налогоплательщик относит сделку к контролируемой, поскольку считает, что сумма доходов по ней за год превысила 60 млн. рублей. А налоговый орган в ходе проверки установил, что действительный размер доходов не превысил указанную сумму, что исключает отнесение такой сделки к контролируемой. В этом случае по такой сделке не должна назначаться ценовая проверка, если и поскольку такая сделка не будет подпадать под признаки контролируемой.
Относительно второй ситуации необходимо отметить, что если речь идет о том, что в ходе налоговой проверки налоговый орган установил, что сумма доходов по сделке превысила 60 млн. рублей, и, соответственно, такая сделка фактически является контролируемой, а уведомление о контролируемой сделке налогоплательщик по ней не подавал, то на основании п. 6 ст. 105.16 НК РФ, этот налоговый орган уведомляет ФНС России о факте совершения такой сделки.
Однако если данный налоговый орган не выявил факта превышения доходов лимита в 60 млн. руб., и, соответственно, оснований для отнесения данной сделки к контролируемой, но тем не менее полагает, что цена сделки является заниженной, то негативных последствий в виде инициирования ценового контроля здесь наступать не должно, поскольку у территориального налогового органа отсутствуют как полномочия по самостоятельному осуществлению ценового контроля, так и полномочия по уведомлению ФНС о совершении сделок, не относящихся к контролируемым.

Автор благодарит ведущего специалиста по юридическим вопросам Д.А. Ильиных за помощь в подготовке письменных ответов на вопросы.