В последние несколько месяц в СМИ активно обсуждается тема, посвященная вопросу усыновления детей сирот. То предлагается запретить усыновление детей иностранцам, то пробудить национальную сознательность граждан на усыновление сирот-соотечественников и каким-то образом их простимулировать.
Кроме того, предложено увеличить до 350 000 руб. (+ 70 000 руб.) предельный размер дохода, по достижении которого налоговый вычет не предоставляется.
И вот в целях этого самого стимулирования в ГосДуму были внесены два интересных законопроекта.
Первый законопроект № 229790-6 «О внесении изменений в ст. 218 части второй НК РФ». Он является более общим в плане рассматриваемой темы, и рассчитан на повышение в целом «детских» налоговых вычетов по НДФЛ.
Так, авторы законопроекта предлагают увеличить налоговые вычеты:
- до 2000 руб. (+ 600 руб.) на второго ребенка;
- до 4000 руб. (+1000 руб.) на третьего и каждого последующего ребенка;
- до 12000 руб. (+ 9000 руб.) на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, и на учащегося очной формы обучения инвалида I и II группы в возрасте до 24 лет.
Кроме того, предложено увеличить до 350 000 руб. (+ 70 000 руб.) предельный размер дохода, по достижении которого налоговый вычет не предоставляется.
05.03.2013 Профильный комитет предложил принять законопроект к рассмотрению.
Второй законопроект № 211978-6 «О внесении изменений в НК РФ и Закон РФ «О налоге на имущество физических лиц», зарегистрированный 25.01.2013 имеет более узкую направленность, и посвящен перечню льгот для усыновителей.
Прежде всего, авторы законопроект предлагают дополнить ст. 218 НК РФ п. 41, устанавливающим налоговые вычеты по НДФЛ для усыновителей:
- 10000 руб. на первого и второго усыновленного ребенка;
- 15000 руб. на третьего и каждого последующего усыновленного ребенка;
- 15000 руб. на каждого усыновленного ребенка инвалида в возрасте до 18 лет, и учащегося очной формы обучения ребенка инвалида I и II группы, до достижения им возраста 24 лет.
При этом единственному усыновителю предлагается предоставить вычет в двойном размере.
Что касается земельного налога, что предлагается внести изменения в ст. 391 НК РФ и разрешить усыновителям уменьшать налогооблагаемую базу по земельному налогу на 10000 руб. и 15000 руб. для лиц, усыновивших одного ребенка и двух и более детей соответственно.
Более того, лиц, усыновивших трех и более детей, вообще предлагается освободить от уплаты земельного налога!
Не оставили в стороне авторы и вопрос о налоге на имущество. Так предлагается освободить от уплаты налога на имущество физических лиц усыновителей, на обеспечении которых находятся не менее двух детей.
Вот посмотрел я на этот список возможных будущих поправок и "фискальных поддержек", которые, теоретически, должны побудить сомневающихся людей сделать шаг в сторону усыновления, и подумал - а будет ли эффект? Ну не нравится мне эта половинчатость и какая-то "имитация заботы".
Нет, с одной стороны вычеты и другие налоговые преференции это безусловное благо, но знаете… вот как то немного мелочно все это выглядит, особенно на фоне такой масштабной пропаганды программы усыновления.
Ведь для многих вычеты, это что-то не совсем понятное, малоощутимое. Так может стоит изменить сам подход к проблеме?
Ну вот посудите сами.
Согласно озвученным заместителем директора департамента гос. политики в сфере защиты прав детей Минобразования РФ Владимиром Кабановым цифрам, на 2012 г. числится 120 тыс. анкет детей-сирот. Из них только 11 тыс. было усыновлено в 2012 г., причем как российскими гражданами так и иностранцами. И это только «официальные данные». Меньше 10%, и ладно если бы количество детей не увеличивалось, или увеличивалось незначительно, тогда наверно и цифры были бы меньше и вопрос бы никто не ставил.
Согласно озвученным заместителем директора департамента гос. политики в сфере защиты прав детей Минобразования РФ Владимиром Кабановым цифрам, на 2012 г. числится 120 тыс. анкет детей-сирот. Из них только 11 тыс. было усыновлено в 2012 г., причем как российскими гражданами так и иностранцами. И это только «официальные данные». Меньше 10%, и ладно если бы количество детей не увеличивалось, или увеличивалось незначительно, тогда наверно и цифры были бы меньше и вопрос бы никто не ставил.
А может быть стоит не заманивать будущих «родителей» мелкими вычетами, а реально помогать им деньгами?
Каким образом, спросите вы?
Ну если не путем выплат какой либо денежной помощи (хотя почему и нет), то может хотя бы путем полного освобождения от уплаты всех или части налогов? В конце концов, авторы законопроекта предложили же освободить от уплаты налога на имущество лиц, усыновивших 2х и более детей.
Не могу представить, что если всех усыновителей освободить от налогов, то что? бюджет рухнет? Ну что за глупость то?
Ну если не путем выплат какой либо денежной помощи (хотя почему и нет), то может хотя бы путем полного освобождения от уплаты всех или части налогов? В конце концов, авторы законопроекта предложили же освободить от уплаты налога на имущество лиц, усыновивших 2х и более детей.
Не могу представить, что если всех усыновителей освободить от налогов, то что? бюджет рухнет? Ну что за глупость то?
Посудите сами, пока ребенок не усыновлен, он находится на полном содержании государства, а если его усыновляют, то высвобождается часть фонда на его содержание. Так пусть эти деньги получают родители, а не какие-то абстрактные воспитатели.
И получается, что усыновитель не платит налогов, а государство в свою очередь, не тратит деньги на содержание ребенка. Чем не стимул, притом реально ощутимый и заметный?
И получается, что усыновитель не платит налогов, а государство в свою очередь, не тратит деньги на содержание ребенка. Чем не стимул, притом реально ощутимый и заметный?
С другой стороны, Вы конечно можете возразить, мол в России, да и не только, есть много «ушлых» людишек, которые могут попытаться на таком «освобождении» нагреть руки, при том что на детей то им наплевать. Ну так для этого же у нас есть органы опеки и попечительства, суды, полиция, прокуратура и иные контролирующие органы. Как говорили еще древнеримские юристы злоупотребление при пользовании, не есть довод против самого пользования. Вот у нас некоторые мошенники, которые кредиты банкам не возвращают, так что, все кредиты запретить? Пусть правоохранительные органы исполняют свою прямую обязанность и выявляют таких подлецов, наказывают их по всей строгости закона. Все очень просто.
С другой стороны при правильном поощрении усыновителей и поддержке их за счет бюджета можно с одной стороны обеспечить детей семьями, а с другой стороны решить вопрос о затратах на содержания огромного количества детдомов. К работе которых, надо сказать, тоже много претензий, да и года не проходит, чтобы несколько скандалов с работниками таких учреждений не возникало.
Иными словами, моя позиция усыновителям - максимальные и радикальные налоговые льготы, а не мелкие подачки по налоговым вычетам.
Иными словами, моя позиция усыновителям - максимальные и радикальные налоговые льготы, а не мелкие подачки по налоговым вычетам.