Страницы

вторник, 28 мая 2013 г.

24 мая ГосДума приняла во втором чтении проект закона о борьбе с незаконныыми финансовыми операциями

24 мая ГосДума приняла во втором чтении один из самых резонансных финансовых законопроектов этого года, содержащий в себе целый ряд значимых поправок в Налоговый кодекс РФ. Все поправки, которые были подготовлены Комитетом ГосДумы по бюджету и налогам, были приняты и уже есть все основания полагать, что в таком виде они и найдут отражение в НК РФ, поскольку в третьем чтении законопроект принимается только в целом.
Что же изменилось в содержании этого законопроекта (в части изменений в НК РФ) по сравнению с первым чтением? Если условно разбить все новеллы на несколько групп, то по первой части НК РФ обнаруживается следующее (САМОЕ ОСНОВНОЕ).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ

Отклонено положение о том, что налогоплательщик обязан обеспечить получение почтовой корреспонденции от налогового органа по своему юридическому адресу. Взамен этого у налогоплательщиков, да и то не у всех, а только тех, кто обязан представлять налоговую декларацию в электронной форме, появляется обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС всех документов, которые используются налоговыми органами в своей работе. Эти налогоплательщики будут обязаны представлять налоговым органам квитанцию о приеме таких документов в 6-дневный срок с момента их
отправки. (Учитывая, что обязанность по представлению налоговой декларации по НДС будет возложена на всех плательщиков НДС, независимо от среднесписочной численности работников, то эта новелла коснется значительного количества налогоплательщиков).
Если в течение указанного 6-дневного срока налогоплательщик не передаст налоговому органу такую квитанцию, то ему условно дается еще 10 дней, чтобы исполнить эту обязанность, но этот 10-дневный срок касается не любых квитанций, а только тех, которые должны подтверждать прием следующих документов:
- требование о представлении документов;
- требование о представлении пояснений;
- уведомление о вызове в налоговый орган.
Если же и в течение указанного 10-дневного срока налогоплательщик не передаст квитанцию о приеме какого-либо из трех названных документов, то налоговый орган вправе будет приостановить его операции по счетам в банке.

КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Устанавливается особый порядок камеральных проверок следующих деклараций:
1)     Уточненная декларация с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
2)     Убыточная декларация с отражением убытка соответствующего (текущего) периода.
При камеральной проверке указанных деклараций налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые обосновывающие пояснения. При представлении пояснений налогоплательщик вправе (но не обязан) представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в указанные декларации.
3)     Уточненная декларация с уменьшением суммы налога к уплате или с увеличением суммы убытка, представленная по истечении 2 лет со дня, установленного для подачи первоначальной декларации.
При проведении камеральной проверки указанной декларации налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
4)     Декларация по налогу на прибыль, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества. При ее проверке налоговый орган вправе истребовать у этого участника: сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

Налоговые органы получают дополнительные полномочия при камеральной проверке декларации по НДС в следующих случаях:
1)     Выявление противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в этой декларации;
2)     Выявление несоответствия сведений об операциях, содержащихся в этой декларации, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению декларации по НДС)
3)     Выявление несоответствия сведений об операциях, содержащихся в этой декларации, сведениям об указанных операциях, содержащимся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое возложена такая обязанность.
При этом во втором и третьем случаях имеются в виду не любые несоответствия, а только те, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Во всех трех случаях налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

ОТДЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1)     Предусматривается возможность истребования вне рамок налоговой проверки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) не только информации, но и документов о конкретной сделке.
2)     Предусматривается возможность проведения осмотра при проведении специальных (углубленных) камеральных проверок деклараций по НДС. При этом осмотр территорий и помещений проверяемого лица допускается на основании мотивированного постановления лица, проводящего проверку, которое подлежит утверждению руководителем (заместителем) налогового органа. Такое же постановление необходимо и для доступа на территорию или в помещение проверяемого лица.

ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ

Банки обязаны:
1) сообщать в налоговый орган информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
2) выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Эти справки могут быть истребованы при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС в случае проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ («встречная» проверка).