Страницы

воскресенье, 19 мая 2013 г.

Наше Заключение в Конституционный Суд РФ по поводу правовой природы современных страховых взносов.

В апреле месяце я писал в блоге пост о рассмотрении Конституционным Судом РФ дела по поводу повышения задним числом размера страховых взносов для авиакомпаний за 2010 год. Некоторые читатели попросили меня обнародовать наше Заключение по этому поводу, что я и делаю... Если вам, уважаемые читатели есть что добавить к нашим доводам, с благодарностью приму для укрепления нашей позиции..
Настоящим постом я публикую:
1) Сопроводительное письмо.
2) Письменное мнение

Сопроводительное письмо....




Председателю Конституционного Суда РФ,
заслуженному юристу РФ,
доктору юридических наук, профессору
В.Д. Зорькину

Глубокоуважаемый Валерий Дмитриевич !


В последнее время в СМИ появилась информация о том, что Конституционный Суд РФ на следующей неделе, т.е. 23 апреля, намерен проверить на соответствие Конституции РФ отдельных положений Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов
летных экипажей воздушных судов гражданской авиации").

Ознакомившись из открытых источников с материалами, которые сопровождали спор, я посчитал своим долгом высказать свое частное мнение по поводу возникшей проблемы. Тем более, что вопрос о действии законодательства о налогах и сборах во времени, не смотря на детальное законодательное регулирование (ст. 5 НК РФ) и обширную судебную практику, до сих пор остается дискуссионным в науке налогового права.

Не буду скрывать, что ряд заинтересованных сторон обращались ко мне с запросами по экспертному прояснению моего мнения. Тем не менее, свою позицию, изложенную в приложении к настоящему письму, я не считаю ангажированной и утверждаю, что она никак не связана такими обращениями.

Буду очень рад, если моё субъективное мнение будет хоть немного способствовать свершению конституционного правосудия.

С искренним уважением,

   Главный редактор журнала
 «Налоги и финансовое право»,
  кандидат юридических наук,                                          А.В. Брызгалин

  

ПИСЬМЕННОЕ МНЕНИЕ

Главного редактора журнала «Налоги и финансовое право»

А.В. Брызгалина

по поводу  конституционности отдельных положений

Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (в ред. Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации").


I. Источники информации и анализируемые нормативные документы

1) Федеральный закон от 27.11.2001 № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации";
2) Федеральный закон от 27.11.2001 № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального  Закона № 213  от 24.07.2009;
3) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ред. от 25.11.2009, от 28.09.2010, от 16.10.2010)
4) Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009, от 28.09.2010, от 16.10.2010 )
5) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
6) Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31 октября 2011 года № А59-3791/2011
7) Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2012 года по делу № А59-3791/2011
8) Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2012 года № Ф03-821/2012 по делу № А59-3791/2011
9) Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № ВАС-4746/12
10) Определение Арбитражного суда Сахалинской области от 16 мая 2012 года по делу № А59-3791/2011.

II. Описание ситуации и вопросы, поставленные в запросе:

ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы» (далее – Заявитель, Общество)  обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения № 65 от 17.08.2011 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации  о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 31.10.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012, заявленные требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 21.03.2012 названные судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования общества, посчитали, что возложенные оспариваемым решением на плательщика взносов дополнительные обязанности ухудшают его положение. Следовательно, применение нового правового регулирования не соответствует статьям 54 и  57 Конституции Российской Федерации.
Между тем, суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда, и направляя дело на новое рассмотрение, исходил из того, что с учетом особого порядка формирования источника финансирования доплат к пенсии членам летных экипажей суд, обнаружив неопределенность в вопросе о том, соответствует ли статья 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» статьям 54 и 57 Конституции Российской Федерации, должен был в порядке пункта 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этой нормы закона, а не решать этот вопрос самостоятельно.
Таким образом, предметом обращения Арбитражного суда Сахалинской области в Конституционный суд Российской Федерации является вопрос о том, соответствуют ли Конституции РФ положения части 2 статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (далее  – Закона № 360-ФЗ).

Иными словами, соответствует ли Конституции РФ статья 2 Федерального закона № 360-ФЗ, увеличивающая налоговое бремя плательщика сборов перед окончанием расчетного периода и распространяющая это увеличение на его начало.
Причем подобное «увеличение» проводится федеральным законодателем в условиях, когда ст. 57 Конституции РФ прямо указывает, что законы, ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют.


III. Заключение и обоснование

1. По вопросу о неоднозначности толкования положений статьи 1 Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (ред. от 24.07.2009)

В пользу довода о «налоговой» природе взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, считаем необходимым отметить следующее.

Во-первых, согласно абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии (далее - взносы).
В соответствии с абз. 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ обязательные платежи – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) – индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
При этом, согласно абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти. В статье 7 указанного Федерального закона определен перечень застрахованных лиц, к которым не отнесены лица, получающие пенсии.
Таким образом, при анализе перечисленных норм в их взаимосвязи возникает вопрос о том, кого считать «персоной» по «персональным целевым назначениям» - это «работники таких организаций, использующих труд членов летных экипажей, вообще» (и тогда эта норма распространяется на всех работников, не вышедших на пенсию, т.к. пенсионеры уже не являются работниками организации) или только «получающие пенсии члены летных экипажей» (и тогда налоговая база по таким взносам, не соответствует признаку «персональности», так как не относится к обеспечению застрахованных лиц, не имеет отношение к таким физическим лицам, ввиду действительного отсутствия доходов).

На основании изложенного, мы считаем, что позиция об абсолютной возмездной природе таких платежей (в отношении пополнения фонда, подлежащего распределению в отношении неработающих членов экипажей – получающих пенсию) не имеет под собой основания в связи с тем, что возмездность в таких перечислениях для страхователей и застрахованных лиц (сотрудников страхователя) отсутствует.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции в своих актах подтверждают указанные выводы в части безвозмездности природы рассматриваемых платежей. Как указано в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2012 года по делу № А59-3791/2011:
«… особый порядок формирования фонда, а также уплаты страховых взносов по дополнительному страхованию членов летных экипажей, установленный Законом № 155 ФЗ, позволяет сделать вывод, что по своей правовой природе взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, не являются индивидуально-возмездными, призванными обеспечить права конкретного гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете.
Как следует из ст. 2 Закона № 155-ФЗ страховые взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу, начисляются работодателями на фонд оплаты труда, работающих на данный момент времени членов летных экипажей воздушных судов. Поступившие в Пенсионный фонд сборы не накапливаются, а распределяются в виде доплаты к пенсиям тем членам летных экипажей, которые уже оставили работу.
Таким образом, данные взносы не являются индивидуально-возмездными, а носят безвозмездный и безвозвратный характер как для членов летных экипажей, так и для предприятия- плательщика взносов, т.е. по своей правовой природе обладают такими же признаками, как и налоговые платежи».

Во-вторых, к выводу о безвозмездности и безвозвратности взносов по дополнительному страхованию членов летных экипажей приводит также анализ норм Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Так, в силу положений статьи 5 указанного закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
При этом, в приведенной норме законодатель прямо указывает, что плательщиком взносов является «страхователь» – в рассматриваемой ситуации – юридическое лицо – работодатель. Системный анализ основных положений законодательства о страховых взносах в части персонифицированного учета сумм взносов в отношении каждого физического лица (работника) распределения страховых взносов, исчисления налоговой базы для расчета сумм взносов, указывает, что положения Законов от 15.12.2001 № 167-ФЗ и от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусматривают прямую зависимость начисления страховых взносов от наличия трудовых взаимоотношений между страхователем и физическим лицом, в пользу которого производится перечисления страховых взносов.

По нашему мнению, если бы федеральный законодатель, принимая положения законов № 167-ФЗ,  № 212-ФЗ преследовал лишь цель установления круга участников процесса формирования внебюджетных фондов вне зависимости от статуса работодателя, то формирование в дальнейшем сумм для выплаты пенсий не зависело бы от формирования составляющих страховых и накопительных персонифицированных накоплений (индивидуальных лицевых счетов). Однако это  могло бы привести к утере принципа индивидуализации лицевых счетов физических лиц.

Таким образом, по нашему мнению, формулировки положений  абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не содержат норм и правил, позволяющих толковать их однозначно. Считаем, из указанных норм следует, что отношения в рамках Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ выходят за рамки  основополагающего законодательства о страховых взносах, расширяя круг субъектного состава, обязанностей субъектов правоотношений.
Кроме того, положения  Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ устанавливают автономный, особый принцип формирования и перечисления страховых платежей в части взаимоотношений между юридическими лицами, использующими труд летных составов, и Пенсионным фондом, а также отличительный порядок распределения поступлений в ПФР для выплаты части пенсий уже не работающим физическим лицам.
Данный отличительный порядок заключается в том, что процесс начисления и распределения взносов по дополнительному страхованию не зависит не только от воли юридического лица, но и от факта осуществления дальнейшей деятельности юридическим лицом. В случае прекращения деятельности юридического лица в рассматриваемой сфере (использование труда летных экипажей), начисление доплат бывшим сотрудникам такого лица, вышедшим на пенсию, не прекратится в отличие от начисления пенсионных взносов по обязательному пенсионному страхованию, выплата по которым зависит от накопленной за время работы суммы пенсионных отчислений. Фактически формирование части внебюджетного фонда за счет таких перечислений не отвечает принципу возмездности для плательщика взносов.
В таком случае, оценивать правоотношения субъектов в рамках Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ необходимо с учетом специфики и особенностей, отделяющих нормы указанного нормативного акта от основного (общего) законодательства о страховых платежах.

2. По вопросу толкования положений Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ во взаимосвязи с нормами Налогового кодекса РФ


Во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Понятие сбора закреплено в п. 2 ст. 8 НК РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
При этом в статье 4 Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ идет речь именно об индивидуальных безвозмездных платежах в виде взносов, взимаемых с организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения доплат к пенсии, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения.

Во-вторых, в статье 17 НК РФ закреплена структура налога. Так, согласно п. 1 указанной статьи налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.

Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ установлено, что плательщиками сборов являются организации, , использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Кроме того, в статье 4 указанного закона закреплено следующее:
объект обложения – объект обложения страховыми взносами, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
база для начисления взносов – база для начисления страховых взносов , которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу членов летных экипажей);
расчетный период – календарный год;
тариф взносов установлен в размере 14 процентов;
порядок исчисления - исчисление ежемесячных платежей по взносам производится, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифа взносов;
порядок и сроки уплаты - не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Таким образом, при анализе вышеуказанных норм в их взаимосвязи следует вывод о том, что понятия установленных налоговых платежей и страховых взносов (по Федеральному закону от 27.11.2001 № 155-ФЗ) тождественны. Рассматриваемые нормы имеют идентичную природу и однородную структуру.

Как следует из ст. 2 Закона № 155-ФЗ страховые взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу, начисляются работодателями на фонд оплаты труда, работающих на данный момент времени членов летных экипажей воздушных судов. Поступившие в Пенсионный фонд сборы не накапливаются, а распределяются в виде доплаты к пенсиям тем членам летных экипажей, которые уже оставили работу.
Таким образом, данные взносы не являются индивидуально-возмездными, а носят безвозмездный и безвозвратный характер как для членов летных экипажей, так и для предприятия – плательщика взносов, т.е. по своей правовой природе обладают такими же признаками, что и налоговые платежи.

Следует  отметить, что в статье 2 (абз. 3) Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2009, была закреплена норма, предусматривающая возможность применения налогового законодательства в правоотношениях, регулируемых указанным законом:
«…Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом…».

Считаем, что данное положение (абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ в предыдущей редакции) вносит ясность в обозначенную проблему и исключает возможность придания обратной силы Закону № 360-ФЗ в соответствии с п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, возможность применения норм НК РФ в отношениях, регулируемых пенсионным законодательством, косвенно, усматривается из положений Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, в которых определены структура сбора (по аналогии с налоговым платежом), субъектный состав, зависимость от выбранной системы налогообложения, статуса участника правоотношений (регистрация которого осуществляется налоговыми органами).

Таким образом, по нашему мнению, положения  Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ во взаимосвязи со ст. 5, 8, 17 Налогового кодекса РФ не содержат норм и правил, позволяющих толковать их неоднозначно, то есть с противоречивыми выводами. Считаем, что из указанных норм с точностью следует, что понятие страхового взноса в Законе № 155-ФЗ отличается от основных понятий, используемых в пенсионном законодательстве, в понимании и взаимосвязи с налоговым законодательством наделено всеми элементами налога.

3. По вопросу о нарушении положениями п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ прав и гарантий, закрепленных в Конституции РФ


Исследуя правовую природу рассматриваемых взносов, Конституционный Суд в своем Определении от 05.03.2009 № 379-О-О указал, что установленное в целях реализации конституционных положений статьи 39 Конституции РФ дополнительное социальное обеспечение, предоставляемое на основании Закона № 155-ФЗ, имеет обязательный публично-правовой характер, то есть независимо от воли его участников. Данные страховые взносы не являются индивидуально возмездными платежами, призванными обеспечить права конкретного гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете.
Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан и их объединений.
По смыслу статей 1 (часть), 2, 6 (часть 2), 18, 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, изменение законодательства, которое может повлечь ухудшение положения налогоплательщика, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Аналогичные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2010 № 137-О-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 163-О, Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П).
Придание обратной силы данной норме Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ противоречит установленному статьей 57 Конституции РФ запрету придавать обратную силу закону, ухудшающему положение субъекта правоотношений. Указанное положение Конституции получило официальное толкование в Постановлениях и Определениях Конституционного Суда РФ, так в Постановлениях Конституционного суда № 13-П от 08.10.1997, № 5-П от 10.04.2003, №20-П от 20.07.2011, где закреплено, что положения статьи 57 во взаимосвязи с частью 1 статьи 8 и статьей 34 Конституции Российской Федерации обеспечивают конституционно-правовой режим стабильности условий хозяйствования, обеспечение баланса публичных и частных интересов.
Внесенные в Закон № 155-ФЗ изменения, на наш взгляд, умаляют свободу юридического лица на право распоряжения полученной ранее (в течение 2010 года) прибылью в связи с тем, что часть денежных средств общество должно перечислить в безвозмездном порядке в связи с пересчетом сумм взносов за 2010 год (предшествующий период), подлежащих уплате.
В соответствии с действующим законодательством (о бухгалтерском и налоговом учете) взносы в ПФР учитываются в себестоимости товаров (работ, услуг). В связи с указанным, Обществом в течении всего 2010 года в расчете себестоимости оказываемых услуг учитывалась сумма взносов, подлежащих перечислению во внебюджетный фонд, в размерах, установленных Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ (в редакции от 24.07.2009). Не имея возможности применять нормы Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ (в редакции от 24.07.2009) к правоотношениям 2010 года своевременно, Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы» вынуждено в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ включать установленный с 01.01.2010 сбор в себестоимость реализованных ранее услуг, что уменьшает его прибыль и конкурентоспособность в нарушение принципа свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции, закрепленного в ст. 8 Конституции РФ.
Таким образом, закрепленная в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ обратная сила законодательного акта, негативным образом повлияет на финансовое состояние Общества. Нормы п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ приведут к ущемлению в правах плательщиков установленных взносов.


4. Нормы законодательства о публичном принципе обратной силы.

Системный анализ Конституционных положений, правоприменительной практики, отражения отдельных принципов свобод в тех или иных нормативно-правовых актах указывает на недопустимость распространения действий актов, отягчающих положение субъектов правоотношений, на периоды, предшествовавшие вступлению в действие тех или иных норм.
Так, в положениях п. 2 ст. 5 НК РФ, ч. 2 ст. 1.7. КоАП РФ, ч. 1 ст. 10 УК РФ, п.1 ст. 4 ГК РФ, п. 1 ст. 366 ТК ТС, абз. 3 ст. 12 ТК РФ, ст. 6 ЖК РФ, ст. 5 БК РФ, ст. 4 УПК РФ, ст. 6 УИК РФ, а также в иных Федеральных законах, регулирующих правоотношения в области законодательства (в том числе, вступления в силу нормативно-правовых актов) закреплено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность либо иным образом ухудшающий положение лица (либо изменяющий положения нормативного акта), обратной силы не имеет.
Вводимые Федеральным законом от 23.12.2010 № 360-ФЗ изменения, действительно увеличивают бремя обязанностей Общества перед государством в части финансовых правоотношений.
Учитывая, что вопросы не урегулированные законодательством в части взносов в Пенсионный фонд ранее подпадали под действие Налогового кодекса РФ (см. абз. 3 ст. 2 Федерального закона № 167-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2009), можно утверждать, что и в части применения и введения в действие новых положений должна применяться ст. 5 НК РФ.
Таким образом, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положения граждан, а соответственно, и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.
Вопрос действия актов пенсионного законодательства во времени, по нашему мнению, необходимо рассматривать через призму кодифицированных норм, в том числе, ранее его регулировавших.


IV. Выводы

Учитывая, что положения Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" регулирует отношения, идентичные налоговым (выходящие за рамки общего законодательства о пенсионных взносах), значительно ухудшают положение Общества – плательщика страховых взносов, считаем, что  введение принципа действия обратной силы не соответствует гарантиям, закрепленным в Конституции РФ.  
Особый порядок формирования фонда, а также уплаты страховых взносов по дополнительному страхованию членов летных экипажей, установленный Законом № 155 ФЗ, позволяет сделать вывод, что по своей правовой природе взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, не являются индивидуально-возмездными.
Придание обратной силы данной норме противоречит установленному статьей 57 Конституции РФ запрету придавать обратную силу закону, ухудшающему положение субъекта правоотношений.



 Главный редактор журнала
«Налоги и финансовое право»,
кандидат юридических наук                                                А.В. Брызгалин