Уже практически всем очевидно, что новый/старый налог на недвижимость будет введен в России с 2014 года. Об этом уже все говорят открыто и без каких-то предположительных интонаций. Журнал "Закон", с которым я работаю очень активно с прошлого года задал мне вопрос по поводу предстоящих изменений в налоговую систему, на который я попытался дать свой ответ. Делюсь ответом с читателями своего блога.
Вопрос журнала "Закон":
С 2014 года в России планируется перейти на систему налогообложения
недвижимости с учетом кадастровой стоимости. До конца 2013 года должна быть
завершена кадастровая оценка всех объектов недвижимости на территории
России, на основе которой будет рассчитываться новый налог.
Новая система призван заменить устаревший налог на имущество, взимавшийся на
основании инвентаризационной стоимости, а также земельный налог. Сейчас
оценка кадастровой стоимости недвижимости передана в частные руки - этим
занимаются профессиональные оценщики. От результата их работы зависит
налоговое бремя на россиян - собственников недвижимости. В этих условиях
наиболее остро встал вопрос объективности оценки и возможности ее
оспаривания, который должен разрешить готовящийся к принятию в первом чтении
законопроект Минэкономразвития.
Как сделать новую систему оценки справедливой для налогоплательщика?
Ответ А.В. Брызгалина.
Должен в первую очередь отметить, что определение налоговой базы по предстоящему налогу – является самым его главным вопросом, важнее чем даже ставка налога и прочие элементы.
Будущие контуры кадастровой системы оценки объектов недвижимости, принадлежащей гражданам, в настоящее время более чем туманны. Однако надо сразу понимать, будущая система оценки будет существенно отличаться от системы кадастравой оценки земельных участков. Причем как количественно, так и качественно. Ведь многие до сих пор думают, что достаточно нынешнюю систему «земельной» оценки экстраполировать на оценку квартир и домов и получится результат. Однако это заблуждение.
Может быть принципы оценки, как экономические, так и математические, будут аналогичными, однако необходимо учитывать, что кадастровая оценка недвижимости будет применяться в соверешенно других правовых и социальных условиях.
Во-первых, оценить кусок земли намного проще, чем каждую из 100 квартир в многоэтажном доме города. Простой автоматический принцип a la «а установим ка мы по быстрому среднюю стоимость квадратного метра» здесь не подойдет, поскольку эти цифры будут непосредственно затрагивать экономические интересы разных людей со своим уровнем достатка, культурным
уровнем, своим мировоззрением и т.д. А учитывая, что введение налога на недвижимость, исчисляемого по кадастровой стоимости объекта недвижимости, на 99 % приведет к увеличению налоговой нагрузки (именно такой результат был при введении ее в отношении земельного налога и на иной результат в случае с налогом на недвижимость ожидать не приходиться), это может стать источником устойчивой социальной и правовой напряженности.
Во-вторых, можно представить, сколько у нас земельных участков и сколько у нас объектов недвижимости, принадлежащих гражданам. И если переход на кадастровую оценку по земельному налогу прошел без «массовых мероприятий» (хотя различные эксцессы имели место, но в ограниченном количестве), в отношении граждан это может стать проблемой.
В настоящее время арбитражные суды просто завалены делами о «переоценке кадастровой стоимости», представьте, что будет, если с аналогичными исками в суды общей юрисдикции обратятся миллионы.
Вывод здесь пока можно сделать только один, механическое и одномоментное введение новой системы кадастравой оценки объектов недвижимости – не приемлимо. В обязательном порядке необходим переходный период, причем достаточно длительные, который бы позволил бы без какого-либо социального напряжения оперативно разрешать споры, связанные с новой системой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения.
Причем подчеркиваю, эта система должна быть более чем гибкая, властям придется пойти на серьезные компромиссы, чтобы максимально безконфликтно ввести новые имущественные личный налог в России.
И эта гибкая система должны включать в себя два элемента:
1) постепенное, последовательное и растянутое на много лет повышение стоимости объектов недвижимости через введение «кадастровой стоимости».
2) формирование механизмов оперативного реагирование на реакцию недовольных и пересмотра «массовых» и «усредненных» показателей оценки.
Только тогда, этот налог сможет занять свое достойное место не только в российской налоговой системе, но и в экономике страны, являясь стабильным источником доходов местных бюджетов.
Вопрос журнала "Закон":
С 2014 года в России планируется перейти на систему налогообложения
недвижимости с учетом кадастровой стоимости. До конца 2013 года должна быть
завершена кадастровая оценка всех объектов недвижимости на территории
России, на основе которой будет рассчитываться новый налог.
Новая система призван заменить устаревший налог на имущество, взимавшийся на
основании инвентаризационной стоимости, а также земельный налог. Сейчас
оценка кадастровой стоимости недвижимости передана в частные руки - этим
занимаются профессиональные оценщики. От результата их работы зависит
налоговое бремя на россиян - собственников недвижимости. В этих условиях
наиболее остро встал вопрос объективности оценки и возможности ее
оспаривания, который должен разрешить готовящийся к принятию в первом чтении
законопроект Минэкономразвития.
Как сделать новую систему оценки справедливой для налогоплательщика?
Ответ А.В. Брызгалина.
Должен в первую очередь отметить, что определение налоговой базы по предстоящему налогу – является самым его главным вопросом, важнее чем даже ставка налога и прочие элементы.
Будущие контуры кадастровой системы оценки объектов недвижимости, принадлежащей гражданам, в настоящее время более чем туманны. Однако надо сразу понимать, будущая система оценки будет существенно отличаться от системы кадастравой оценки земельных участков. Причем как количественно, так и качественно. Ведь многие до сих пор думают, что достаточно нынешнюю систему «земельной» оценки экстраполировать на оценку квартир и домов и получится результат. Однако это заблуждение.
Может быть принципы оценки, как экономические, так и математические, будут аналогичными, однако необходимо учитывать, что кадастровая оценка недвижимости будет применяться в соверешенно других правовых и социальных условиях.
Во-первых, оценить кусок земли намного проще, чем каждую из 100 квартир в многоэтажном доме города. Простой автоматический принцип a la «а установим ка мы по быстрому среднюю стоимость квадратного метра» здесь не подойдет, поскольку эти цифры будут непосредственно затрагивать экономические интересы разных людей со своим уровнем достатка, культурным
уровнем, своим мировоззрением и т.д. А учитывая, что введение налога на недвижимость, исчисляемого по кадастровой стоимости объекта недвижимости, на 99 % приведет к увеличению налоговой нагрузки (именно такой результат был при введении ее в отношении земельного налога и на иной результат в случае с налогом на недвижимость ожидать не приходиться), это может стать источником устойчивой социальной и правовой напряженности.
Во-вторых, можно представить, сколько у нас земельных участков и сколько у нас объектов недвижимости, принадлежащих гражданам. И если переход на кадастровую оценку по земельному налогу прошел без «массовых мероприятий» (хотя различные эксцессы имели место, но в ограниченном количестве), в отношении граждан это может стать проблемой.
В настоящее время арбитражные суды просто завалены делами о «переоценке кадастровой стоимости», представьте, что будет, если с аналогичными исками в суды общей юрисдикции обратятся миллионы.
Вывод здесь пока можно сделать только один, механическое и одномоментное введение новой системы кадастравой оценки объектов недвижимости – не приемлимо. В обязательном порядке необходим переходный период, причем достаточно длительные, который бы позволил бы без какого-либо социального напряжения оперативно разрешать споры, связанные с новой системой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения.
Причем подчеркиваю, эта система должна быть более чем гибкая, властям придется пойти на серьезные компромиссы, чтобы максимально безконфликтно ввести новые имущественные личный налог в России.
И эта гибкая система должны включать в себя два элемента:
1) постепенное, последовательное и растянутое на много лет повышение стоимости объектов недвижимости через введение «кадастровой стоимости».
2) формирование механизмов оперативного реагирование на реакцию недовольных и пересмотра «массовых» и «усредненных» показателей оценки.
Только тогда, этот налог сможет занять свое достойное место не только в российской налоговой системе, но и в экономике страны, являясь стабильным источником доходов местных бюджетов.