четверг, 13 июня 2013 г.

Законопроект "6666" и поправки в гражданское законодательство

Здание ГосДумы в г.Москве
Известный законопроект № 196666-6 о противодействии незаконным финансовым операциям, который был принят 24 мая ГосДумой пока во втором чтении, помимо закручивания гаек в Налоговом кодексе, внес целый ряд поправок и в Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». И поправки эти направлены на то, чтобы усложнить государственную регистрацию фирм-однодневок, которые нередко регистрируются по чужим адресам и (или) с использованием чужого или фальшивого паспорта.
Один из шагов в этом направлении уже делается по линии Высшего Арбитражного суда РФ, 4 апреля 2013 года ВАС рассматривал проект постановления Пленума «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (текст – здесь), (видеозапись заседания - здесь). Окончательный текст должен появиться на сайте ВАС РФ уже скоро, после чего можно будет сделать его детальный анализ.
Но борьба с фирмами-«однодневками» продолжилась и на законодательном уровне. Рассмотрим основные изменения в законодательство, которые содержатся в проекте 196666-6 именно в этой части.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ

В совершенно новой редакции будет изложена ст. 51 ГК РФ «Государственная регистрация юридических лиц». В п. 3 этой статьи будет содержаться следующая норма: «До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр».
А перечень этих самых данных, включаемых в реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержится в ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (это данные об адресе, учредителях, директоре и другие). Поправка не уточняет, какие именно данные будет обязан
проверить регистрирующий орган, из чего можно предположить, что он обязан проверять любые данные. Что касается порядка и сроков проверки, то ГК РФ отсылает в этой части к другому закону, под которым, по идее, должен подразумеваться все тот же самый Закон № 129-ФЗ.

Во-вторых, государственную регистрацию, основанную на недостоверных сведениях, можно будет оспорить. Абз. 2 п. 6 ст. 51 ГК РФ планируется изложить в следующей редакции: «Внесение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 08.08.2001 № 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

Информация о поступлении документов на регистрацию юридического лица оперативно будет размещаться в Интернете

Информация о факте представления документов в регистрирующий орган, не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.
Эта норма предусматривается, в том числе и для того, чтобы физическое лицо, чьи данные будут фигурировать в этих документах, и не согласное с внесением этих данных в ЕГРЮЛ, могло заявить свои возражения.

 Физическое лицо вправе направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц с указанием своих паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии). Следует полагать, что это могут быть данные в т.ч. и об адресе, по которому данное лицо зарегистрировано как по месту своего проживания. То есть поправка направлена, в том числе и на минимизацию случаев, когда фирма регистрируется по адресу чужой квартиры (дома).
Причем проект не устанавливает срока для направления этих возражений.
Получение этих возражений будет иметь юридическое значение. Оно будет являться основанием для отказа в государственной юридического лица. Но заинтересованное физическое лицо может и опоздать представить свои возражения. Этот случай никак не урегулирован, из чего следует полагать, что ему придется защищать свои интересы только путем обращения в суд с заявлением об оспаривании государственной регистрации.

Поправки предусматривают еще целый ряд оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, из которых особо выделяется следующее.
- наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (т.е. сведений о юридическом адресе юридического лица, а точнее – о месте нахождении его исполнительного органа).
Что понимать под недостоверностью адреса должен сказать ВАС в вышеупомянутом постановлении Пленума. А реализация данной нормы, по всей видимости, будет предполагать проведение налоговым органом проверки этого самого адреса.