Страницы

четверг, 27 июня 2013 г.

ГосДума отказалась отменять 8 налогов на Дальнем Востоке (стенограмма заседания ГосДумы)



1 июня ГосДума отклонила в первом чтении один из самых необычных налоговых законопроектов, который изначально выглядел как привлекательным, так и явно популистским.
Речь идет о законопроекте № 157491-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ», который внесли в Думу депутаты от фракции ЛДПР, и которым предусматривалось превращение Дальневосточного федерального округа в один огромный  налоговый офшор, в котором можно было бы не платить сразу 8 налогов и сборов (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, сбор за пользование ОЖМ и ВБР, водный налог, госпошлина, НДПИ).

Несмотря на то, что законопроект был отклонен («ЗА» проголосовало лишь 60 депутатов), на мой взгляд, представляет определенный интерес та дискуссия, которая развернулась в ГосДуме во время его обсуждения. Высказывались самые разные точки зрения относительно его принятия как «ЗА» так и «ПРОТИВ». И ниже я привожу стенограмму выступления докладчика по данному законопроекту и других депутатов, которая возможно кому-то действительно поможет лучше понять, разобраться с вопросом о том, нужны ли нам такие налоговые законопроекты и почему.

29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Максим Станиславович Рохмистров.
Рохмистров М. С. Уважаемые депутаты, законопроект несколько раз выносился на рассмотрение на пленарном заседании, но не доходила до него очередь, вот сегодня дошла. Суть законопроекта достаточно проста: если говорить упрощённо, предлагается
пойти на достаточно серьёзные уступки нашему бизнесу, нашим людям на Дальнем Востоке, то есть фактически создать там оффшорную зону, собственную российскую оффшорную зону. Аналоги такие есть, очень многие государства имеют собственные оффшорные зоны, вот, скажем, в США это острова, а помимо островов прямо на территории Соединённых Штатов есть целый штат Делавэр, и там это связано с поддержкой коренного населения, ну, так декларируется, а на самом деле делается для того, чтобы деньги в принципе не уходили из страны в другие оффшорные юрисдикции, оставались фактически на территории государства, и, естественно, государство имеет полную налоговую информацию, информацию о бенефициарах.
Сегодня, если мы посмотрим, какая ситуация у нас на Дальнем Востоке, то поймём, что есть необходимость, и это уже признано, развивать Дальний Восток, стимулируя в том числе не только развитие там бизнеса, экономики, но и приток населения, потому что, к сожалению, за последние годы, за 90-е годы, там убыль населения составила более 20 процентов. Если мы посмотрим, сколько сегодня мы собираем налогов на Дальнем Востоке, то увидим, что при более чем 5 процентах населения мы собираем чуть более 3 процентов налогов в консолидированный бюджет, и это при том, что, если сравнить затраты на администрирование, там они выше, чем в среднем по стране, поэтому законопроектом предлагается большинство налогов отменить и тем самым привлечь туда и население, и бизнес. И в то же время я надеюсь, что в ближайшее время у нас будут приняты действительно серьёзные законы, ограничивающие деятельность оффшорных компаний, и будет введён критерий для компаний с оффшорной подконтрольностью.
Вы слышали недавно выступление председателя Счётной палаты, который сказал, что через оффшорные компании у нас выводится более 300 миллиардов долларов ежегодно, если вы переведёте в рубли, то получите порядка 30 процентов бюджета. И если вы посмотрите, что происходило в период борьбы с кризисом 2008 года, то увидите достаточно активное участие оффшорных компаний в "освоении" бюджетных средств, которые были направлены с целью выхода из кризиса, результаты опубликовал журнал "Форбс": у наших бизнесменов, входящих в первую сотню богатейших людей, во время кризиса состояния почему-то удвоились, и, по всей вероятности, не без помощи схем, использовавшихся оффшорными компаниями, которые, будем так говорить, неподконтрольны нашему государству.
Просто запрещать, наверное, неправильно, но если мы с вами хотим создать на территории государства такую особую экономическую зону, хотим, чтобы на Дальнем Востоке действительно произошёл бум, чтобы был энергичный рост промышленности, предпринимательства, то надо убрать всё, что можно, надо создать там благоприятные условия для развития бизнеса. Мы говорим о фискальной нагрузке, но ведь вместе с фискальной нагрузкой у нас идёт очень серьёзная административная нагрузка, которая по затратам иногда сопоставима с той фискальной нагрузкой, которую государство накладывает на предпринимателей, и в результате мы с вами, к сожалению, имеем не очень привлекательную для предпринимательства ситуацию в целом по стране. А Дальний Восток является действительно дальним для большинства регионов страны, там высокие затраты на организацию нового бизнеса, из-за удалённости по инфраструктуре, и я думаю, что какие-то полумеры здесь, к сожалению, ничего не решат: можно где-то чуть-чуть добавить льгот, где-то чуть-чуть поменьше брать налогов, но если сохранится такая же административная нагрузка, то это не даст результата, который нам хотелось бы получить. Нам необходимо бурное развитие Дальнего Востока, нам необходимо, чтобы жители нашей страны срочно перемещались туда. Посмотрите, что происходит, например, на границе с Китаем — вдоль наших границ с Китаем уже созданы многомиллионные города, там ориентированы на то, чтобы двигаться на наш с вами Дальний Восток, поэтому мы должны создать такие условия для развития, чтобы из Центральной России бизнес пошёл туда. Создать их можно, только если мы на достаточно длительный период времени фактически снимем фискальную, налоговую нагрузку с этого региона. В этом случае мы с вами получим там такой рост экономики, который компенсирует нам все те потери, которые могут быть в результате создания таких особых условий.
Уважаемые депутаты, не хотелось бы через год-два констатировать факт, что те меры, которые сегодня предусматриваются для улучшения ситуации по стимулированию развития бизнеса на Дальнем Востоке, были признаны неэффективными, что ничего не получилось, не хотелось бы, чтобы через сколько-то лет мы потеряли этот регион и территория России у нас уменьшилась, поэтому сегодня мы должны принять действительно серьёзные меры, создать практически свободную зону на Дальнем Востоке, свободную от административной и фискальной нагрузки. Прошу поддержать настоящий законопроект в первом чтении, а ко второму чтению можно будет посмотреть каждый налог в отдельности: может быть, действительно сохранить акцизы, НДПИ, но основную налоговую нагрузку необходимо убрать и создать ещё дополнительные преференции. Считаю, что этот законопроект только первый шаг, мы с вами много ещё можем сделать для развития нашего Дальнего Востока.
Хор Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам не поддерживает принятие данного законопроекта по следующим причинам. Идея, конечно, красивая, она звучит не в первый раз, но, на наш взгляд, предлагаются не те инструменты для её осуществления. Авторы предлагают освободить организации, индивидуальных предпринимателей и граждан, постоянно живущих на территории Дальнего Востока, от уплаты всех видов налогов, включая налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, сбор за пользование объектами животного мира, государственную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых. Почему этого делать нельзя? Ну скажу самые, наверное, простые вещи. Возьмём налог на доходы физических лиц: невозможно в отдельно взятом регионе Российской Федерации отменить налог на доходы физических лиц, потому что у нас есть и постоянно живущие и работающие там люди, и люди, работающие по вахтовому методу, и как для них исчислять этот налог и как вести учёт по месту жительства, никому не понятно; соответственно, нарушается один из основных принципов налогообложения — это всеобщее равенство по налогообложению для граждан, которые там работают.
Что касается освобождения от акцизов и НДПИ, практика, которую мы уже имеем за последние годы, показывает, что любое освобождение либо льготы по косвенным налогам не дают снижения цен ни на товары, ни на услуги, а дают лишь дополнительную прибыль работодателю, предпринимателю, что, конечно, само по себе хорошо, но бюджет, естественно, от этого страдает.
Ну и самое главное: если представить себе, что такой закон будет принят, то понятно, что огромная масса юридических лиц зарегистрируется сразу на Дальнем Востоке и не будет платить никаких налогов Российской Федерации, что, соответственно, будет достаточно ущербным для бюджета Российской Федерации.
Федоткин В. Н. Ну вот, записывались все, а задаю вопрос я один.
У меня к Глебу Яковлевичу вопрос.
Да, наверное, вы многое говорили обоснованно, но скажите, пожалуйста, у вас хоть какие-то экономические расчёты под вашим решением не поддерживать есть? Ведь если сегодня мы не поддержим, то через несколько лет там вообще никто не будет работать и мы там вообще ни рубля ни по одному виду налогов не соберём, а болезнь будет такой тяжёлой, что, чтобы потом всё восстановить, потребуется намного больше денег и намного больше времени, ведь болезнь нужно лечить вовремя. Если мы сегодня дадим льготы по налогам, то через три, четыре года, через пять, десять лет мы соберём там в несколько раз больше. Все ваши отрицательные доводы — только слова или они основаны на каких-то расчётах? Если они есть, то хотя бы покажите нам их.
Хор Г. Я. Уважаемый Владимир Николаевич, конечно, расчёты есть, они сделаны: только по двум налогам — по налогу на прибыль и НДФЛ — потери бюджета составят порядка 260 миллиардов рублей, в том числе потери региональных бюджетов — порядка 180 миллиардов рублей, местных бюджетов — порядка 55 миллиардов рублей. Это только по двум налогам, а если взять немножко пошире, то... Правительство и так на сегодняшний день вводит большую льготу в отношении НДПИ для предприятий Дальнего Востока и Восточной Сибири, и ещё по нефти и газу через неделю правительством будут внесены дополнительные льготы. Это в отношении НДПИ, а по НДФЛ — у нас всего лишь 13 процентов подоходный налог, то есть это как-то очень слабо отражается. А что касается того, что надо как-то стимулировать создание рабочих мест и развитие промышленности на Дальнем Востоке, — я с вами полностью согласен, только методы нужны другие.
Борис Львович Резник.
Резник Б. Л. Я выступаю не от фракции, а от себя лично.
Я очень надеюсь, что в ближайшее время Дума примет глубокий, ёмкий, всесторонний закон об ускоренном развитии производительных сил Востока России и там будут прописаны очень серьёзные преференции, в том числе в части налоговых льгот. А то, что Дальний Восток сегодня очень нуждается в поддержке, в основательной поддержке, — это понятно: у нас народонаселение в Дальневосточном федеральном округе составляет всего-навсего около 4,2 процента от общероссийского населения, тогда как валового продукта мы производим там на 5,6 процента, то есть работаем примерно на 30 процентов лучше, чем вся остальная Россия, а жизнь у нас на те же самые 30 процентов хуже, потому что всё дороже на Дальнем Востоке — безумные тарифы на транспорт, на электроэнергию, на услуги ЖКХ и так далее. И то, что сегодня уделяется огромное внимание развитию Дальнего Востока, и то, что мы будем слушать информацию министра Ишаева по этим проблемам, я думаю, дорогого стоит, потому что... Я не буду вас утомлять, только пара цифр: когда я пришёл в Думу, на программу по Дальнему Востоку и Забайкалью выделяли около 650 миллионов рублей — это на тринадцать субъектов Федерации, а сегодня Дальний Восток имеет уже на ближайшее время примерно 566 миллиардов, и всем известно, сколько было вложено во Владивосток, в другие очень серьёзные проекты по освоению Дальнего Востока.
Я хотел бы поблагодарить коллегу Рохмистрова и других депутатов за внимание к Дальнему Востоку и очень надеюсь, что мы все дружно поддержим такой объёмный закон.
Раиса Васильевна Кармазина.
Кармазина Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, законопроект, который представлен нам сегодня, это, я считаю, благие пожелания, я бы сказала, что он в большей степени популистский, нежели содержательный. Если бы он был содержательным, наверняка было бы расписано, кто будет возмещать те выпадающие доходы, которые будут у Дальнего Востока, и в том числе у Забайкальского края, у Иркутской области, у всех, кто здесь прописан.
Конечно, что касается Дальнего Востока и Сибирского федерального округа, мы должны ставить перед собой такую цель, чтобы там было интересно жить, нужно заинтересовать граждан, чтобы они не уезжали оттуда, а закреплялись там. Эта наша геополитика, мы должны ею заниматься, и я думаю, первая ласточка — это уже принятые нами инвестиционные налоговые льготы именно для этих территорий. Следующее — Борис Львович здесь сказал — это программа развития Дальнего Востока и Сибири, которая будет включать в себя в том числе и транспортную развязку, и то, что касается доступности поездок для граждан с Дальнего Востока, из Сибири в нашу европейскую часть, на юг России. И конечно, это социальные вопросы, которые там очень остро стоят, я думаю, они более важны, нежели налоговые преференции, потому что пенсия у жителей Дальнего Востока, у сибиряков не должна быть такой же, как у граждан, проживающих в европейской части.
Мы с вами должны рассматривать комплекс проблем, а не просто так — давайте ещё кого-то освободим... Всем тяжело и трудно, но я думаю, что нам нужно активно включиться в ту программу, которую мы будем принимать. В комитете по региональной политике она уже рассматривалась, мы давали свои предложения, все те, кто был заинтересован, присутствовали на заседании комитета у Николая Михайловича Харитонова.
Уважаемые коллеги, в таком виде законопроект нельзя принимать, он ничего абсолютно не даст, потому что в нём ни слова не сказано о том, как будут реализовываться те задачи, которые стоят перед этими регионами, — это повышение заработной платы, это создание жилищного фонда для детей-сирот, это строительство детских дошкольных учреждений, — хотя мы закон приняли и наделили субъекты соответствующими полномочиями.
К сожалению, всё то, что я перечислила, вот эти благие намерения, приведут только к ухудшению положения граждан, там проживающих. В таком виде законопроект принимать нельзя.
Рохмистров М. С. Хотелось бы поблагодарить Раису Васильевну за такое содержательное выступление, в нём были брошены нам некие вызовы. Мне это напомнило рассуждение одной дамы, которая, закончив вуз, говорит, что детей заводить не будет, а сначала сделает карьеру, лет до тридцати пяти делает карьеру, потом говорит, что теперь ей надо купить дом и дачу, покупает дом и дачу и в пятьдесят лет думает, что вот теперь можно и детей заводить, только, к сожалению, ничего уже не получается. Да если мы будем этим путём решать проблемы Дальнего Востока, то, к сожалению, может получиться, что когда мы созреем и создадим наконец условия для развития бизнеса, там у нас останутся одни китайцы, которые плавно переберутся через границу и налогов, кстати, платить не будут вообще никаких, да и бизнес, который они там сейчас развивают, поступления налогов нашей стране не даёт.
Теперь что касается конкретно законопроекта, который мы обсуждаем.
К сожалению, в этом мире ничего нельзя делать наполовину, понимаете? Если не до конца, то дети в результате не получатся. Вот мы с вами что-то делаем для Дальнего Востока, но пока это даст результаты... так ничего у нас не получится. А наше предложение состоит в том, чтобы действительно создать практически оффшорную зону, в которую пойдут деньги, несмотря на то, что во всём мире сегодня достаточно жёстко борются с оффшорными зонами, с компаниями, которые там зарегистрированы, и наша страна тоже будет с этим бороться, но если мы создадим такие льготные условия, денежные потоки, естественно, польются туда, и бизнес туда пойдёт, и если там будет выше зарплата, туда поедут люди. Вот здесь говорили про 13 процентов, но господа, вы же должны оценивать в целом нагрузку на фонд заработной платы, а он сегодня составляет более 40 процентов, и если мы с вами это уберём, то там появится возможность платить людям зарплату на 40—50 процентов больше. Или жилищное строительство: посмотрите, сколько в каждом метре у нас заложено коррупционной стоимости земли, административной нагрузки, и вы поймёте, что те компании, которые занимаются жилищным строительством, с удовольствием переедут и будут строить с той же нормой прибыли на Дальнем Востоке, плюс ещё достаточно комфортные условия для развития бизнеса.
Законопроект предлагаю поддержать, потому что через какое-то время мы, к сожалению, вынуждены будем констатировать, что те незначительные льготы и преференции, которые мы даём Дальнему Востоку, не могут обеспечить ожидаемых темпов экономического развития. К сожалению, рецессия российской экономики подразумевает, что компании должны искать места, где им комфортно работается, поэтому, чтобы оживить Дальний Восток, можно было бы создать практически оффшорную зону внутри Российского государства — это вызвало бы и приток населения, и бум развития экономики. Рост экономики региона мог бы подтолкнуть рост экономики в целом по всей стране, и через достаточно короткий период времени Дальний Восток у нас действительно расцвёл бы, и люди стали бы жить лучше, и в целом для экономики страны это было бы своеобразным толчком.
Хор Г. Я. Спасибо большое.
Я хотел обратиться к авторам проекта всё-таки ещё раз: по-моему, меня не услышали.
Идея хорошая — инструменты неправильные, на наш взгляд, на взгляд всего комитета. Если бы в законопроекте было написано об инвестиционных льготах, о том, что нужно создать инвестиционный фонд Дальнего Востока (он был в стране, работал понемножку, а потом мы заморозили его в 2008 году — помните, да? — в связи с кризисом, и больше он не существует, хотя на самом деле Минфин деньги туда ещё должен), если бы речь шла о льготах по налогу на прибыль, если бы речь шла о других льготах — например, вместо отчислений из фонда зарплаты в Пенсионный фонд делать, допустим, отчисления на дополнительную пенсию трудящимся в этом регионе пропорционально этой же величине, то тогда бы, наверное, можно было вести речь о том, что законопроект правильный, надо его рассматривать и реализовывать. О льготных кредитах, о компенсации роста тарифов, в том числе на грузоперевозки, там, наверное, правильно говорится, но заявлять о том, что нужно сделать оффшорную зону на отдельной территории Российской Федерации, наверное, всё-таки неправильно.
Предлагаю всем ещё поработать, для того чтобы следующий законопроект по поводу развития Дальнего Востока был более интересным и продуктивным.