После того как ГосДума окончательно приняла нашумевший закон
«с пятью шестерками» (196666-6) для многих наверное стал актуальным вопрос о
том, с какого момента предусмотренные
этим законом новеллы Налогового кодекса вступают в силу. Ведь внесенных
поправок достаточно много, не все они поддаются моментальному усвоению, но даже
и после этого вызовут еще немало
вопросов тогда, когда с ними придется столкнуться уже непосредственно на
практике. Одним словом, необходимо какое-то время, чтобы с этими новациями
свыкнуться, запомнить, усвоить, «переварить».
2) О возможности установления частью второй НК РФ отдельных случаев представления налоговой декларации исключительно в электронной форме (ст. 80 НК РФ);
И законодатель всё это учел, и предусмотрел, что внесенные
упомянутым законом поправки в НК РФ будут вступать в силу не сразу, а
постепенно, порциями. При этом вступление в силу наиболее жестких для
налогоплательщиков поправок откладывается на максимально длительный срок.
Момент вступления в силу норм нового закона регулируется его
статьей 24-ой. Ее анализ показывает, что по срокам вступления в силу все
налоговые поправки можно разбить на 4 группы:
1)
вступающие в силу по истечении месяца со дня
официального опубликования закона;
2)
вступающие в силу с 1 января 2014 года;
3)
вступающие в силу с 1 июля 2014 года;
4)
вступающие в силу с 1 января 2015 года.
ПОПРАВКИ, ВСТУПАЮЩИЕ
В СИЛУ ПО ИСТЕЧЕНИИ МЕСЯЦА СО ДНЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ОПУБЛИКОВАНИЯ ЗАКОНА
1)
Об адресе, по
которому направляются документы, исходящие от налогового органа (п. 5 ст. 31 НК РФ);
2)
О расширении
перечня оснований и условий для взыскания налога в судебном порядке с основной
организации за счет средств дочерней (зависимой) и наоборот (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ);
3)
О наделении
налогового органа правом при истребовании у третьего лица информации о конкретной сделке истребовать также и документы, относящиеся к ней (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
ПОПРАВКИ, ВСТУПАЮЩИЕ
В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА
1)
Об изменении
(расширении) понятия «счет» для целей НК РФ (абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ);
2) О возможности установления частью второй НК РФ отдельных случаев представления налоговой декларации исключительно в электронной форме (ст. 80 НК РФ);
3)
О праве
налогового органа на истребование обосновывающих пояснений при представлении
налогоплательщиком уточненной «к уменьшению» или убыточной декларации (с правом
представления налогоплательщиком подтверждающих документов) (п.п. 3, 4 ст. 88 НК РФ);
4)
О праве
налогового органа на истребование подтверждающих документов при представлении
уточненной «к уменьшению» или уточненной убыточной декларации по истечении 2
лет со дня истечения срока представления основной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
5)
О
распространении правил проведения камеральных проверок на т.н. «иных
лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации
(расчета)» (п. 10 ст. 88 НК РФ);
6)
О фактическом распространении
ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ (за нарушение срока
представления налоговой декларации), на т.н. «иных лиц, на которых возложена
обязанность по представлению налоговой декларации» (п.
1 ст. 119 НК РФ);
7)
О возложении на лиц, не являющихся
налогоплательщиками НДС и осуществляющими посредническую деятельность,
обязанности по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур по
такой деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ);
8)
О возложении на всех плательщиков НДС,
налоговых агентов и лиц, выставивших необязательные счета-фактуры, обязанности
по представлению налоговых деклараций исключительно в электронной форме (п.
5 ст. 174 НК РФ);
9)
О возложении на
налоговых агентов по НДС, не являющихся налогоплательщиками (или освобожденных
по ст. 145 НК РФ) обязанности по представлению налоговых деклараций (п. 5 ст. 174 НК РФ).
ПОПРАВКА, ВСТУПАЮЩАЯ В СИЛУ С 1 ИЮЛЯ 2014
ГОДА
О
предоставлении налоговым органам доступа к информации о счетах и вкладах
физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ст.
86 НК РФ).
ПОПРАВКИ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2015
ГОДА
1)
О возложении на
лиц, обязанных представлять налоговую декларацию в электронной форме, также и
обязанности по обеспечению получения от налогового органа любой официальной корреспонденции
в электронном виде с обязательным информированием последнего о факте ее
получения (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);
2)
О предоставлении
налоговому органу права приостанавливать операции по счетам в банке при
нарушении срока направления в налоговый орган квитанции о приеме требования о
представлении документов, пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый
орган (ст. 76 НК РФ);
3)
О праве
налогового органа на истребование счетов-фактур, первичных и иных относимых
документов при выявлении противоречий и несоответствий в ходе камеральной
проверки налоговой декларации по НДС (п.
8.1 ст. 88 НК РФ);
4)
О праве
налогового органа на истребование отдельных сведений при проведении камеральной
проверки декларации по налогу на прибыль или НДФЛ у участника инвестиционного
товарищества (п. 8.2 ст. 88 НК РФ);
5)
О праве
налогового органа на доступ на территорию (помещения) налогоплательщика и их
осмотр при проведении квалифицированной камеральной проверки декларации по НДС
(когда у налогового органа есть право на истребование документов в рамках такой
проверки) (ст. ст. 91, 92 НК РФ);
6)
О возложении на
налоговых агентов по НДС, не являющихся налогоплательщиками (или освобожденных
по ст. 145 НК РФ), обязанности по представлению налоговой декларации в
электронной форме при осуществлении ими посреднической деятельности (п. 5 ст. 173 НК РФ);
7)
Об определении
источника сведений, включаемых в налоговую декларацию по НДС различными
категориями лиц (п. 5.1 ст. 173 НК
РФ);
8)
О возложении на
лиц, не являющихся налогоплательщиками, налоговыми агентами, освобожденными по
ст. 145 НК РФ, обязанности по представлению в налоговый орган журнала учета
полученных и выставленных счетов-фактур при осуществлении этими лицами
посреднической деятельности и получении (выставлении) счетов-фактур по такой
деятельности (п. 5.2 ст. 173 НК РФ).