19 июня ГосДума приняла в
третьем (окончательном) чтении еще один (после законопроекта №
196666-6) ключевой налоговый
законопроект №
190725-6 «О внесении изменений в часть первую НК РФ» (в части
совершенствования порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми
органами и налогоплательщиками).
Об этом законопроекте я уже не раз писал в блоге
(здесь и здесь),
а специалистами Центра «Налоги и финансовое
право» даже было подготовлено правовое
заключение по нему для Комитета ГосДумы по бюджету и налогам (здесь)
и надо отметить, что небезуспешно, поскольку как минимум два высказанных в нем
замечания были учтены депутатами при окончательном принятии законопроекта (об
этом чуть ниже).
Главная
концептуальная идея этого законопроекта нашла свое отражение в поправке, вносимой в п.
2 ст. 138 НК РФ, из которой следует, что обязательный
досудебный порядок обжалования будет распространяться на все ненормативные акты
налоговых органов (кроме актов по итогам обжалования и актов ФНС России), а
не только на решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой
ответственности. Второе значимое изменение это увеличение срока на
апелляционное административное обжалование решения налогового органа по итогам
налоговой проверки с 10 дней до 1 месяца.
Сам же этот инициированный Правительством РФ
законопроект был принят в первом чтении еще 9 апреля этого года. С того времени
к нему поступило огромное количество замечаний, предложений, которые в итоге
были сгруппированы в 22 поправки, 11 из которых Комитет
ГосДумы по бюджету и налогам рекомендовал к принятию, а еще 11 – к отклонению. В целом нельзя сказать, что законопроект сильно изменился по сравнению с первым чтением, почти все поправки носят технический характер. Но два изменения по сравнению с первым чтением все же обращают на себя особое внимание:
Во-первых, в текст законопроекта включена оговорка о том, что на апелляционную жалобу не распространяется такое основание для оставления жалобы без рассмотрения как истечение срока на подачу этой жалобы при отсутствии ходатайства на восстановление этого срока либо отказе в удовлетворении этого ходатайства. По всей видимости, в случае пропуска указанного срока апелляционная жалоба должна автоматически трансформироваться в обычную жалобу. Именно на этот момент обращалось внимание в уже упомянутом мною заключении Центра «Налоги и финансовое право», направленном в ГосДуму в апреле этого года (п. 3) (здесь).
ГосДумы по бюджету и налогам рекомендовал к принятию, а еще 11 – к отклонению. В целом нельзя сказать, что законопроект сильно изменился по сравнению с первым чтением, почти все поправки носят технический характер. Но два изменения по сравнению с первым чтением все же обращают на себя особое внимание:
Во-первых, в текст законопроекта включена оговорка о том, что на апелляционную жалобу не распространяется такое основание для оставления жалобы без рассмотрения как истечение срока на подачу этой жалобы при отсутствии ходатайства на восстановление этого срока либо отказе в удовлетворении этого ходатайства. По всей видимости, в случае пропуска указанного срока апелляционная жалоба должна автоматически трансформироваться в обычную жалобу. Именно на этот момент обращалось внимание в уже упомянутом мною заключении Центра «Налоги и финансовое право», направленном в ГосДуму в апреле этого года (п. 3) (здесь).
Кроме того, в окончательной редакции закона
учтено и замечание Центра о том, что п.п. 1 и 2 ст. 101.2 НК РФ изложены не
совсем удачно с технической точки зрения, поскольку частично накладываются друг
на друга (п. 1 заключения). Во всяком случае "мы писали - есть реакция".
В результате теперь п. 1 ст. 101.2 изложен в новой редакции, из которой ясно следует, что в тех случаях, когда решение налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности обжаловано лишь частично или жалоба на его решение удовлетворена вышестоящим налоговым органом тоже лишь частично, это решение и в необжалованной и в неотмененной части вступает в силу только со дня принятия решения по апелляционной жалобе в целом.
В результате теперь п. 1 ст. 101.2 изложен в новой редакции, из которой ясно следует, что в тех случаях, когда решение налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности обжаловано лишь частично или жалоба на его решение удовлетворена вышестоящим налоговым органом тоже лишь частично, это решение и в необжалованной и в неотмененной части вступает в силу только со дня принятия решения по апелляционной жалобе в целом.
Хотелось бы также обратить внимание и на те поправки,
которые предлагались некоторыми депутатами к принятию законопроекта в
окончательной редакции, но так и не получили должной поддержки и в итоге были
отклонены:
1). Об ответственности должностных лиц налоговых
органов за нарушение сроков рассмотрения жалобы, апелляционной жалобы;
предлагалось внести в КоАП РФ отдельную статью, предусматривающую за это
нарушение штраф в размере от 1000 до 3000 рублей.
2). Об установлении обязательных оснований для
приостановления вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего налогового
органа при обжаловании последнего, таких как:
-
обжалуемый акт подписан неуполномоченным лицом;
-
при вынесении обжалуемого акта нижестоящим налоговым органом нарушена процедура
привлечения к налоговой ответственности;
-
неприостановление обжалуемого акта приведет к банкротству налогоплательщика.
3). Об установлении обязательных оснований, по
которым вышестоящий налоговый орган не вправе не принимать к рассмотрению представленные
налогоплательщиком дополнительные документы:
-
ранее документ не мог быть представлен налогоплательщиком по объективным
причинам;
-
непринятие этого документа может привести к принятию незаконного решения.
4). Об обязанности налогового органа
проинформировать налогоплательщика о дате получения жалобы, апелляционной
жалобы.
И в заключение несколько слов о начале действия
нового закона. В нем предусмотрено, что он будет распространяться на те жалобы,
которые будут поданы в вышестоящий налоговый орган после дня его вступления в
силу. А вступление в силу произойдет через месяц после официального
опубликования закона. При этом сам обязательный досудебный порядок
применительно к тем ненормативным актам, на которые он сейчас не распространяется,
будет действовать с 1 января 2014 года.