пятница, 14 июня 2013 г.

Уходя на выходные... А.Н. Крылов "Мои воспоминания"


Прочитал прекрасную книгу.

Академик А.Н. Крылов «Мои воспоминания» (2003).

Алексей Николаевич Крылов (1863-1945),  это дедушка Сергея Петровича Капицы (1928-2012).

А.Н. Крылов выдающийся математик и кораблестроитель. Это тот, кто создал фактически весь российский и советский морской флот. Правда читать не очень легко эту книгу, т.к. очень много технических отступлений, да и автор, все таки инженер, а не профессиональный писатель. Тем не менее, уверяю, в некоторых местах - просто не оторваться. А сколько там описано всяких нюансов, которые на многое привычное заставляют посмотреть по иному.

Ну например, маленький внук спрашивает деда: "Деда, ты же был царский генерал, почему же тебя не расстреляли". Представляете, в обыденном сознании ребенка есть четкая установка "генерал - расстрелять". Как тут не сказать "о времена - о нравы".
Что бы у вас сложилось свое впечатление о книге, я как обычно подобрал некоторые самые интересные цитаты и выдержки. 

Академик А.Н. Крылов "Мои воспоминания"

Из предисловия внука А.Н. Крылова - Андрея Петровича Капицы:
"Сейчас, когда я пишу эти строки, предо мной лежат пять общих тетрадей в серых бумажных переплетах с надписью «А. Н. Крылов. Памятка моей жизни». В них 551 страница, исписанная убористым, почти каллиграфическим по­черком. Написаны они были за 27 дней — с 20 августа по 15 сентября 1941 г. Причем все цифры, даты, фамилии дед, которому было тогда 78 лет, записал по памяти — дневников он не вел.

Закончив работу, Алексей Николаевич в течение нескольких дней перечиты­вал ее, и вносил
чернилами исправления (такой правки в тетрадях немного), потом он взял большой толстый переплетенный в коленкор ежедневник и вста­вочкой с пером «рондо» переписал свои воспоминания набело. На полях стоят даты начала и конца переписывания: 23 сентября — 10 октября 1941г.

...  Позже я узнал, что тогда возникли трудности с перепечаткой текста на машинке. Но наборщики, посмотрев каллиграфически написанную рукопись, согласились набирать прямо с нее. 12 мая 1942 г. книга была подписана в печать, а 15 октября я получил в подарок экземпляр книги, которая и сейчас лежит передо мной с назидательной надписью:
«Моему внуку Андрею Капице 11-ти л. с советом, чтобы он всегда и везде помнил, что он в мире не один». (А.Н. Крылов «Мои воспоминания». 2003. С. 8-9).


О чем была докторская диссертация Боткина, я не знаю, но диссертация Ивана Михайловича была на тему: «О влиянии алкоголя на температуру тела человека». Не знаю, служил ли ему его родной братец объектом наблюдений, но только через много лет, в конце 80-х годов, Иван Михайлович передавал такой рассказ С. П. Боткина:
— Вот, Иван Михайлович, был у меня сегодня интересный пациент, ваш зем­ляк; записался заранее, принимаю, здоровается, садится в кресло и начинает сам повествовать:
— Надо вам сказать, профессор, что живу я давно почти безвыездно в де­ревне, чувствую себя пока здоровым и жизнь веду очень правильную, но все-таки, попав в Петербург, решил с вами посоветоваться. Скажем, летом встаю я в четыре часа и выпиваю стакан (чайный) водки; мне подают дрожки, я объез­жаю поля. Приеду домой около 6 1/2 часов, выпью стакан водки и иду обходить усадьбу — скотный двор, конный двор и прочее. Вернусь домой часов в 8, вы­пью стакан водки, подзакушу и лягу отдохнуть. Встану часов в 11, выпью ста­кан водки, займусь до 12 со старостой, бурмистром. В 12 часов выпью стакан водки, пообедаю и после обеда прилягу отдохнуть. Встану в 3 часа, выпью ста­кан водки… и т. д.

— Позвольте вас спросить, давно ли вы ведете столь правильный образ жизни?
— Я вышел в отставку после взятия Варшавы (Паскевичем в 1831 г.) и поселился в имении, так вот с тех пор; а то, знаете, в полку, я в кавалерии служил, трудно было соблюдать правильный образ жизни, особенно тогда: только что кончили воевать с турками, как поляки забунтовали. Так, вот, профессор, скажите, какого мне режима придерживаться?
— Продолжайте вести ваш правильный образ жизни, он вам, видимо, на пользу.
— Вы, Иван Михайлович, не знаете этого чудака?
— Кто же его в нашей местности не знает, это Николай Васильевич Приклонский.
Однако едва ли Иван Михайлович рассказал своему другу С. П. Боткину про менее «правильный» образ жизни своего брата Андрея. (А.Н. Крылов «Мои воспоминания». 2003. С. 43-44).


Л. Н. Толстой хотел уже тогда извести в батарее матерную ругань и уве­щевал солдат: «Ну к чему такие слова говорить, ведь ты этого не делал, что говоришь, просто, значит, бессмыслицу говоришь, ну и скажи, например, "елки тебе палки", "эх, ты, едондер пуп", "эх, ты, ерфиндер" и т. п.»
Солдаты поняли это по-своему:
— Вот был у нас офицер, его сиятельство граф Толстой, вот уже матер­щинник был, слова просто не скажет, так загибает, что и не выговоришь. (А.Н. Крылов «Мои воспоминания». 2003. С. 51).

Отец часто выражал мнение, что иностранному языку надо обучать в дет­ском возрасте, подобно тому как щенка учат плавать: «Берут за шиворот и ки­дают в пруд; выплывет — научится плавать, потонет — никогда не научится».

Этот метод был ко мне применен в Марселе, и я через полтора года вла­дел французским книжным и разговорным языком лучше русского, писал безошибочно, все 800 правил грамматики Noel et Chapsal знал наизусть, и при упражнениях выставлял их номера, не заглядывая в книгу.
Отец часто говаривал: «Из всего, что в детстве учишь, все потом забудешь, кроме того, с чем будешь дело иметь, и кроме языков, которым только в дет­стве и можно научиться на всю жизнь. Взрослым можешь выучиться читать и писать, а язык, хоть он и без костей, не переломаешь, и говорить все будешь с нижегородским выговором, а в жизни знание иностранных языков есть пер­вое дело». (А.Н. Крылов «Мои воспоминания». 2003. С. 61).


... фразу геолога Гексли, сказанную Вильяму Томсону: «Математика, подобно жер­нову, перемалывает то, что под него засыпают, и как, засыпав лебеду, вы не получите пшеничной муки, так, исписав целые страницы формулами, вы не по­лучите истины из ложных предпосылок». (А.Н. Крылов «Мои воспоминания». 2003. С. 106).


Тем не менее надо было чем-нибудь от 45 000 входящих отвлекаться. В карты я не играл, в театр и концерты не ходил; я завидовал моему предшественнику А. А. Вирениусу, который с увлечением в доброй компании находил себе от­дых игрою в кегли на кегельбане при ресторане Бернара на углу 8-й линии и набережной Васильевского острова. Чтобы чем-нибудь отвлечься, я решил ввиду приближения кометы Галлея обстоятельно изучить метод Ньютона определения параболической кометной орбиты по трем наблюдениям. Это доставляло мне отдых и если не развлечение, то отвлечение от 45 000 одуряющих входящих, из кото­рых я ни разу ни одной на дом не брал. Таким образом, получилось обширное, поясненное рядом примеров исследование метода Ньютона. (А.Н. Крылов «Мои воспоминания». 2003. С. 194).


Еще Галилей сказал: «Stultorum infinitus est numerus» («число глупых бесконечно»). (А.Н. Крылов «Мои воспоминания». 2003. С. 233).


«Слава создателя, сотворившему все ненужное трудным, а все трудное ненужным». (Украинский философ Григорий Сковорода)
(из книги А.Н. Крылова «Мои воспоминания». 2003. С. 325).


Самое трудное во всяком деле — правильное его обоснование вначале, лишь при этом возможно дальнейшее его развитие.
 (А.Н. Крылов «Мои воспоминания». 2003. С. 233).


 «Если ты стоишь на мосту и плюешь в воду, то на­блюдай, как по ней расходятся круги, ибо иначе ничего путного из твоего за­нятия произойти не может».  (К. Прутков)
(из книги А.Н. Крылова «Мои воспоминания». 2003. С. 329).


по словам Наполеона «c'est le ridicule qui tue»
 -------------------------------------


«При изучении наук примеры не менее поучительны, нежели правила». (Ньютон)
(из книги А.Н. Крылова.  «Мои воспоминания». 2003. С. 373)