К такому выводу при дела № А56-22649/2012 пришел ФАС
Северо-Западного округа.
Согласно фабуле дела, налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС и по ее итогам принял решение об отказе налогоплательщику в возмещении НДС и о доначислении НДС в определенном размере. Оно вступило в силу, было выставлено требование об уплате налога. Налогоплательщик сразу по окончании срока исполнения требования представил в налоговый орган уточненную декларацию по НДС за тот же период с суммой налога к уплате равной нулю.
Налоговый орган, само собой, процедуру взыскания налога из-за этого не прекратил и вскоре вынес решение о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика.
Вот тут-то и встал вопрос о правомерности продолжения налоговым органом процедуры взыскания недоимки в ситуации, когда им получена уточненная налоговая декларация, по данным которой у налогоплательщика нет никакой недоимки по налогу. Вправе ли в такой ситуации налоговый орган продолжать исполнять свое решение о взыскании налога? Суды, рассматривавшие дело, ответили на этот вопрос отрицательно: не вправе. При этом их позиция строилась на выводах, которые Налоговым кодексом напрямую не предусмотрены, а именно: 1) Данные первоначальной декларации были аннулированы самим налогоплательщиком
путем подачи уточненной налоговой декларации. Вот только где в НК РФ говорится о том, что подача уточненной декларации аннулирует данные первоначальной декларации? В п. 9.1 ст. 88 НК РФ? Но в этой норме речь идет о ситуации, когда уточненка подается до принятия решения по итогам камеральной проверки или даже до составления акта проверки. А о ситуации, когда уточненка подана уже после принятия этого решения и, тем более, после вступления его в силу, ни в этой норме ни в других нормах речи не идет.2) Принятые решения (о взыскании налога) остаются в силе, но не подлежат исполнению, поскольку они основаны на данных аннулированной декларации, и доначисленная сумма недоимки не может считаться достоверной, равно как и начисленные на эту сумму пени и штрафные санкции. Тоже достаточно любопытный довод, вытекающий из первого довода. 3) Инспекция должна была прекратить действия по взысканию недоимки, штрафа и пеней, начисленных на основании данных первоначальной декларации, даже несмотря на наличие решений Инспекции (о взыскании налога), не оспоренных налогоплательщиком. Справедливости ради стоит отметить, что эти выводы сделаны в ситуации, когда по итогам проверки уточненки налоговый орган не выявил нарушений. А если бы выявил, то в этом случае еще не известно, что суды тоже стали бы утверждать, что подача уточненки аннулирует данные первоначальной декларации (по крайней мере, в части расхождений между показателями двух деклараций). С судебными актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь.
Согласно фабуле дела, налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС и по ее итогам принял решение об отказе налогоплательщику в возмещении НДС и о доначислении НДС в определенном размере. Оно вступило в силу, было выставлено требование об уплате налога. Налогоплательщик сразу по окончании срока исполнения требования представил в налоговый орган уточненную декларацию по НДС за тот же период с суммой налога к уплате равной нулю.
Налоговый орган, само собой, процедуру взыскания налога из-за этого не прекратил и вскоре вынес решение о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика.
Вот тут-то и встал вопрос о правомерности продолжения налоговым органом процедуры взыскания недоимки в ситуации, когда им получена уточненная налоговая декларация, по данным которой у налогоплательщика нет никакой недоимки по налогу. Вправе ли в такой ситуации налоговый орган продолжать исполнять свое решение о взыскании налога? Суды, рассматривавшие дело, ответили на этот вопрос отрицательно: не вправе. При этом их позиция строилась на выводах, которые Налоговым кодексом напрямую не предусмотрены, а именно: 1) Данные первоначальной декларации были аннулированы самим налогоплательщиком
путем подачи уточненной налоговой декларации. Вот только где в НК РФ говорится о том, что подача уточненной декларации аннулирует данные первоначальной декларации? В п. 9.1 ст. 88 НК РФ? Но в этой норме речь идет о ситуации, когда уточненка подается до принятия решения по итогам камеральной проверки или даже до составления акта проверки. А о ситуации, когда уточненка подана уже после принятия этого решения и, тем более, после вступления его в силу, ни в этой норме ни в других нормах речи не идет.2) Принятые решения (о взыскании налога) остаются в силе, но не подлежат исполнению, поскольку они основаны на данных аннулированной декларации, и доначисленная сумма недоимки не может считаться достоверной, равно как и начисленные на эту сумму пени и штрафные санкции. Тоже достаточно любопытный довод, вытекающий из первого довода. 3) Инспекция должна была прекратить действия по взысканию недоимки, штрафа и пеней, начисленных на основании данных первоначальной декларации, даже несмотря на наличие решений Инспекции (о взыскании налога), не оспоренных налогоплательщиком. Справедливости ради стоит отметить, что эти выводы сделаны в ситуации, когда по итогам проверки уточненки налоговый орган не выявил нарушений. А если бы выявил, то в этом случае еще не известно, что суды тоже стали бы утверждать, что подача уточненки аннулирует данные первоначальной декларации (по крайней мере, в части расхождений между показателями двух деклараций). С судебными актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь.