Дело, которое рассмотрел недавно ФАС Северо-Западного округа вызывает у меня неоднозначную реакцию. Можно сказать, что относится оно к числу тех, где суд, хотя и признает правоту той или иной стороны, но вынужден отказать в удовлетворении ее требований даже не столько по формальным основаниям, сколько в силу нецелесообразности самого использования механизма судебной защиты своих прав.
НК РФ ведь не случайно закрепил право налогоплательщиков не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам, то есть по сути предоставил право на такую своеобразную самозащиту своих прав (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
В рассмотренном деле, налоговый орган в лице Управления ФНС реализовал ту порочную практику, которую иногда используют налоговые органы, а именно, на основании простого обычного письма в произвольной форме в рамках повторной выездной проверки запросил у налогоплательщика оригиналы бухгалтерских документов.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований налогоплательщику, указала на то, что оспариваемое письмо Управления не порождает для налогоплательщика каких-либо правовых, в том числе негативных, последствий, а также не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований не имеется.
С этим выводом согласился и суд кассационной инстанции.
С судебными актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь.
НК РФ ведь не случайно закрепил право налогоплательщиков не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам, то есть по сути предоставил право на такую своеобразную самозащиту своих прав (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
В рассмотренном деле, налоговый орган в лице Управления ФНС реализовал ту порочную практику, которую иногда используют налоговые органы, а именно, на основании простого обычного письма в произвольной форме в рамках повторной выездной проверки запросил у налогоплательщика оригиналы бухгалтерских документов.
Налогоплательщик, полагая, что запрос Управлением оригиналов ранее представленных по требованиям налогового органа копий этих же документов противоречит нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании этого письма недействительным.
А вот дальше суды первой и апелляционной инстанции, признав незаконность изложенного в письме предложения налогового органа представить документы, в резолютивных частях своих судебных актов указали диаметрально противоположные выводы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Управление фактически выставило налогоплательщику требование о представлении документов в произвольной форме, без ссылок на нормы налогового законодательства и в нарушение абзаца 3 п. 12 ст. 89 НК РФ, что нарушило его права и законные интересы, признал недействительным письмо Управления.
Согласно абз. 3 п. 12 ст. 89 НК РФ ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
Иными словами, получается какой-то парадокс, как же я узнаю, что требования государственного органа заведомо незаконные?А вдруг я ошибаюсь? А если не ошибаюсь? Мне всегда казалось на то и суд, чтобы разобраться и дать правовую оценку, а не насмехаться на заявителем, типа "глупыш, чего испугался то"?
Вот представьте, идете вы по улице и вам полицейский кричит "стоять", вы бежите к прокурору, а прокурор говорит: "Требования полицейского незаконны, они не порождают прав и обязанностей, так что смело игнорируйте его требования, а ко мне по таким пустякам, даже и обращаться не стоит".
И как вам это всё понравится?
Мне кажется, что любое незаконное требование (действие, бездействие, акт и др.) госоргана должны именно что в официальном порядке признаваться недействительными (незаконными, недействующими, не подлежащими исполнению и т.д.). В противном случае, мы и граждан лишаем права на судебную защиту, да и вводим их в соблазн посылать власти по мотивам их "изначальной незаконности".
Как вам такое?
Очень надеюсь, что ВАС РФ как то отреагирует на подобную неоднозначную практику.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу N А56-38425/2012
Закрытое
акционерное общество "Научно-производственное объединение
"Антивирал", место нахождения: 197022, Санкт-Петербург,
Инструментальная ул., д. 3, лит. Ш, пом. 1Н, ОГРН 1027806866977 (далее -
Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области с заявлением о признании недействительным письма Управления Федеральной
налоговой службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191180,
Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 76, ОГРН 1047843000578 (далее -
Управление), от 27.06.2012 N 07-17/22702.
Решением
Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2012
(судья Исаева И.А.) требования удовлетворены.
Постановлением
Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 решение суда первой
инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.
В
кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной
инстанции норм материального права, несоответствие его выводов фактическим
обстоятельствам дела, просит постановление отменить, решение суда первой
инстанции по данному делу - оставить в силе.
Податель
жалобы ссылается на то, что письмо Управления от 27.06.2012 N 07-17/22702, по
сути, является требованием (властным предписанием), не содержащим ссылок на нормы
налогового законодательства, изложенным в произвольной форме, в котором указан
не соответствующий закону срок представления документов. Кроме того, указанное
письмо нарушает права Общества, поскольку возлагает на него не предусмотренные
действующим законодательством обязанности. Общество также ссылается на
положения абзаца 3 пункта 12 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ), в соответствии с которыми ознакомление должностных лиц
налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории
налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой
проверки по месту нахождения налогового органа, а также в случае выемки
документов и предметов на основании мотивированного и утвержденного
руководителем соответствующего налогового органа постановления должностного
лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
В отзыве
на кассационную жалобу Управление, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),
просит прекратить производство по делу в связи с тем, что оно не подлежит
рассмотрению в арбитражном суде.
В
судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в
кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против ее
удовлетворения.
Законность
обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как
следует из материалов дела, Управлением в соответствии с решением от 28.11.2011
N 08/114 проводилась повторная выездная налоговая проверка в отношении
Общества.
В рамках
проводимой проверки были выявлены факты, свидетельствующие о необходимости
истребования оригиналов документов для проведения мероприятий налогового
контроля, в связи с чем Управлением в адрес налогоплательщика было направлено
письмо от 27.06.2012 N 07-17/22702, в котором было предложено в срок до 15 ч.
02.07.2012 представить оригиналы бухгалтерских документов по взаимоотношениям
Общества с обществами с ограниченной ответственностью "Атлант",
"Славия", "Гриан", "Гелиос", "Северный
город", "Бионикс", "Аврора",
"БалтМедСервис", "Грот", "Промбизнес",
"Вега" и "Универсал".
Общество,
полагая, что запрос Управлением оригиналов ранее представленных по требованиям
налогового органа копий этих же документов противоречит нормам налогового
законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд
первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что
Управление фактически выставило Обществу требование о представлении документов
в произвольной форме, без ссылок на нормы налогового законодательства и в
нарушение абзаца 3 пункта 12 статьи 89 НК РФ, что нарушило права и законные
интересы Общества, признал недействительным письмо Управления от 27.06.2012 N
17/22702.
Апелляционная
инстанция, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований
Обществу, указала на то, что оспариваемое письмо Управления не порождает для
Общества каких-либо правовых, в том числе негативных, последствий, а также не
создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Обществом
требований не имеется.
Кассационная
инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность
применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального
права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим
основаниям.
На
основании пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в
соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным
государственными органами и органами местного самоуправления, служащие
основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов,
а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Указанному
праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщика
представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке,
которые предусмотрены названным Кодексом, документы, необходимые для исчисления
и уплаты налогов (подпункт 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
В силу
статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую
проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика
сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
В ответ
на требование о представлении документов (информации) налогоплательщик
(плательщик сборов, налоговый агент) передает налоговому органу не подлинники,
а заверенные копии запрашиваемых документов. Копии документов заверяются самим
проверяемым лицом (лицом, у которого истребованы сведения о взаимоотношениях с
контрагентом).
Согласно
абзацу 5 пункта 2 статьи 93 НК РФ при необходимости налоговый орган вправе
ознакомиться с подлинниками документов.
Пунктом 5
статьи 93 НК РФ установлено, что в ходе проведения налоговой проверки, иных
мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у
проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы,
ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных
налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы
налогоплательщиков).
Согласно
абзацу 3 пункта 12 статьи 89 НК РФ ознакомление должностных лиц налоговых
органов с подлинниками документов допускается только на территории
налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой
проверки по месту нахождения налогового органа, а также в случае выемки
документов и предметов на основании мотивированного и утвержденного
руководителем соответствующего налогового органа постановления должностного
лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Как
установлено судами на основании материалов дела и не оспаривается сторонами,
Обществом в рамках проведения проверки по требованиям налогового органа,
составленным в соответствии с нормами налогового законодательства, ранее были
представлены копии первичных бухгалтерских документов.
Однако в
ходе проверки возникла необходимость в проведении почерковедческих экспертиз по
указанным документам, в связи с чем Управлением в адрес Общества направлено
письмо с просьбой о представлении оригиналов бухгалтерских документов.
Частью 1
статьи 198 АПК РФ установлено, что организации вправе обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов,
незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и
должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на
них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под
ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса
Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом,
понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный
уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения,
нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и
влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Суд
апелляционной инстанции правомерно указал, что из положений пункта 1 статьи 198
АПК РФ следует, что для удовлетворения требования Общества о признании
недействительным письма Управления это письмо должно одновременно не соответствовать
закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.
В
соответствии со статьей 65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом
оспариваемое письмо нарушает его права и законные интересы, а также влечет
неблагоприятные юридические последствия.
Оценив в
порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле документы, суд апелляционной
инстанции пришел к выводу о том, что данном случае вышеприведенное условие не выполнено,
поскольку Общество не представило доказательств нарушения оспариваемым письмом
его прав и законных интересов.
Указанный
вывод основан на материалах дела и Обществом в кассационной жалобе не
опровергнут.
Таким
образом, правомерным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что,
поскольку в данном случае отсутствует одно из условий, предусмотренных
положениями статьи 198 АПК РФ, оснований для признания недействительным
оспариваемого письма Управления не имеется.
При этом
суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что Управление в данном случае
не успело воспользоваться своим правом, в случае добровольного непредставления
налогоплательщиком подлинных бухгалтерских документов, произвести выемку
указанных документов в порядке статьи 94 НК РФ, так как оспариваемое письмо
Обществу вручено 28.06.2012, а уже 02.07.2012 Общество обратилось в арбитражный
суд с настоящим заявлением.
Кассационная
инстанция считает, что фактические обстоятельства установлены судом
апелляционной инстанции в результате полного и всестороннего исследования
имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы
материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права
не допущено, в связи с чем оснований для переоценки доказательств, отмены
обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая
изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление
Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по делу N
А56-38425/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого
акционерного общества "Научно-производственное объединение
"Антивирал" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.МОРОЗОВА