Новое здание ФАС Центрального округа (г.Калуга) |
Но вот недавно встретил интересное дело, в котором суд указал уведомление о вызове в налоговую не должно прикрывать собой безосновательное истребование пояснений (Постановление ФАС ЦО от 27.05.2013 № А68-7925/2012).
Налогоплательщик обратился в суд с достаточно редко встречающимся требованием – о признании недействительным уведомления о вызове в налоговый орган.
При рассмотрении дела было установлено, что в ходе камеральной проверки налоговой декларации по ЕНВД инспекцией нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено, сообщения с требованием представления пояснений либо внесения соответствующих исправлений в адрес налогоплательщика не направлено.
Но зато было направлено уведомление о вызове с целью представления последним письменных пояснений по сумме единого налога. При этом в уведомлении содержалась ссылка на ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Тем не менее, суды удовлетворили заявление налогоплательщика о признании недействительным оспариваемого уведомления о вызове. Судами было отмечено, что форма уведомления о вызове налогоплательщика, утвержденная приказом ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ (ред. от 17.02.2011), предусматривает обязательное указание подробного
описания цели вызова налогоплательщика. Однако содержащаяся в спорном уведомлении цель не является конкретной, и из нее невозможно установить, по какой причине вызывают налогоплательщика, в ходе какого мероприятия налогового контроля.
Действительной целью направления оспариваемого уведомления явилось истребование дополнительных доказательств в ходе проверки, что прямо противоречит положениям ст. 88 НК РФ. Налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, поэтому оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет.
На основании изложенного, суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу N А68-7925/2012
Индивидуальный
предприниматель Грачев Вячеслав Николаевич (далее - Предприниматель) обратился
в суд с заявлением о признании недействительным уведомления ИФНС России по
Центральному району г. Тулы (далее - налоговый орган) от 18.05.12 г. N 841 о
вызове налогоплательщика.
Решением
Арбитражного суда Тульской области от 03.12.12 г. заявление удовлетворено.
Постановлением
Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.13 г. решение суда первой
инстанции оставлено без изменения.
В
кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судами норм
материального и процессуального права, просит отменить принятые решение суда
первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и принять новый
судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
В отзыве
на кассационную жалобу Предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты
без изменения, как законные и обоснованные.
Рассмотрев
доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, поддержавших
доводы жалобы и отзыва в полном объеме, изучив материалы дела, суд кассационной
инстанции приходит к следующему.
Как
установлено судами, налоговым органом направлено в адрес Предпринимателя
уведомление о вызове налогоплательщика от 18.05.12 г. N 841 для дачи письменных
пояснений по сумме единого налога, исчисленного за 1 квартал 2012 года согласно
налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов
деятельности, в том числе: физическому показателю; корректирующему коэффициенту
К2; уменьшению единого налога на суммы, установленные п. 2 ст. 346.32 НК РФ, с
одновременным требованием представить копии соответствующих документов.
Полагая,
что уведомление налогового органа не соответствует законодательству и нарушает
его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности,
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая
спор, суды исходили из того, что налоговый орган при проведении камеральной
налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой
декларации, поэтому оснований для истребования у налогоплательщика объяснений
нет. Налоговым органом не заявлено о выявлении ошибок и противоречий в
представленных Предпринимателем сведениях, что исключает возможность
истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения.
Суд
кассационной инстанции находит данные выводы судов соответствующими фактическим
обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Действительно,
положения пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ и ст. 93 НК РФ предоставляют налоговым
органам требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от
налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам
и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и
органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты
(удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления)
налогов, сборов.
Статья 93
НК РФ представляет собой общую норму, которая подлежит применению с учетом
особенностей, установленных для выездной и камеральной налоговой проверки.
Согласно
п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения
налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов,
представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности
налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким
образом, общее определение камеральной проверки не предполагает возможность
истребования у налогоплательщика налоговым органом при проведении камеральной
налоговой проверки дополнительных документов.
В ст. 88
НК РФ указаны случаи, в которых налоговый орган вправе требовать от
налогоплательщика представления дополнительных документов.
При этом
НК РФ установлен прямой запрет необоснованного истребования документов у
налогоплательщика, поскольку в силу п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении
камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у
налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не
предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с
налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
В силу п.
3 ст. 88 НК РФ если проверкой выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или)
противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо
выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям,
содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе
налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием
представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести
соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик,
представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в
налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями,
содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в
налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и
(или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в
налоговую декларацию.
Таким
образом, одним из оснований, при которых налоговый орган вправе требовать
представления дополнительных документов является выявление ошибок и иных
противоречий в представленной налоговой декларации.
Судами
установлено, что в ходе камеральной проверки налоговой декларации
Предпринимателя по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов
деятельности за 1 квартал 2012 года налоговым органом нарушений законодательства
о налогах и сборах не установлено, ошибок в декларации или противоречий между
сведениями, содержащимися в декларации, либо несоответствия данных декларации
сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, не
выявлено.
В оспариваемом
уведомлении содержится ссылка на ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных
правонарушениях, которой предусмотрена ответственность за неповиновение
законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего
государственный надзор (контроль). Форма уведомления о вызове налогоплательщика
утверждена Приказом ФНС РФ от 31.05.07 г. N ММ-3-06/338@, в ней предусмотрено
обязательное указание подробного описания цели вызова налогоплательщика. В
оспариваемом уведомлении цель не является конкретной, и из нее невозможно
установить, по какой причине вызывают налогоплательщика, в ходе какого
мероприятия налогового контроля.
Поскольку
в момент направления оспариваемого уведомления налоговым органом проводилась
камеральная налоговая проверка налоговой декларации Предпринимателя по ЕНВД за
1 квартал 2012 года, суды первой и апелляционной инстанций пришли к
обоснованному выводу о том, что действительной целью направления оспариваемого
уведомления явилось истребование дополнительных доказательств в ходе проверки.
Это прямо противоречит положениям ст. 88 НК РФ и нарушает права и законные
интересы Предпринимателя, т.е. судами установлены обстоятельства, при которых
оспоренный в суде ненормативный правовой акт подлежит признанию
недействительным.
Доводы
кассационной жалобы повторяют доводы, обосновывающие позицию налогового органа
в судах первой и апелляционной инстанций, они не свидетельствуют о неправильном
применении судами норм материального права, а направлены на переоценку
доказательств, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда
кассационной инстанции.
Таким
образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в
кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений
норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных
актов, не установлено.
Руководствуясь
п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, АПК РФ,
постановил:
решение
Арбитражного суда Тульской области от 3 декабря 2012 года и постановление
Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2013 года по делу N
А68-7925/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по
Центральному району г. Тулы - без удовлетворения.
Постановление
вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
М.Н.ЕРМАКОВ
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Л.Ф.ШУРОВА