Страницы

среда, 10 июля 2013 г.

Интересные факты из интервью Ильдара Габдрахманова, первого вице-премьера Московской области

Продолжаю своих читателей "баловать" интересными материалами, которые попадаются мне при чтении тех или иных материалов.
Вот очень интересное интервью типичного представителя современной управленческой элиты (причем я нисколько не ерничаю) Ильдар Нуруллович Габдрахманов - первый вице-премьер Московской области. Молодой человек с блестящим образованием и стремительной карьерой. Всегда на передовой, всегда в работе. Интервью, кстати, интересное и достаточно информативно емкое. Не то, что бы меня сильно волновали проблемы Московской области (хотя это фактически второй регион в России, после г. Москвы), но несколько фактов из текста меня просто повергли в шок.

1)  "на территории области расположено более 400 рынков, но налоговой отдачи от них нет".
Вот это да!!! И что, вновь "ничего нельзя поделать"? А куда смотрит налоговая? Можно предположить, что некую "квази-фискальную" нагрузку эти 400 рынков всё таки несут, только не в госбюджет поступают такие доходы.

2) Обратите внимание на то, как вице-премьер описывает проблемы земельного налогообложения, в том месте где пишет про льготное налогообложение неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

Но это, как мне кажется не вопрос правительства региона, это компетенция федерального органа ФНС - это их работа "выявлять нарушения при применении льготы, начислять и штрафовать". Если налоговая не видит в данном случае никаких нарушений, то как может возмущаться по этому поводу чиновник регионального уровня?

3) Обратил я внимание и на то, как Ильдар Нуруллович Габдрахманов гордится достижениями в сфере продвижения инвестиционных проектов в области и особенно тем, что "инвестор уже не ходит по коридорам власти, получая согласование своего проекта".

Боже мой, как же всё перевернуто! То есть люди приходят с деньгам в область, чтобы сделать инвестиции, а у них эти деньги не то что берут, а даже почти и не мешают с деньгами заходить.
Вот представьте, уважаемый читатель, вы директор магазина, у вас берут интервью и вы с гордостью рассказываете, что ваш магазин передовой, т.к. покупателям магазина уже нет необходимости ходить туда сюда и деньги от них принимают "без проблем". Полное зазеркалье.

Иными словами, читайте сами.


 Газета "Ведомости"

Оригинал статьи здесь.

Первый заместитель председателя подмосковного правительства о том, как область ищет инвесторов, что им предлагает и почему у некоторых муниципалитетов нулевые доходы
Фото: М. Стулов/Ведомости
Биография
Родился в 1974 г. в Москве. В 1996 г. окончил Государственную академию нефти и газа им. И. Н. Губкина, в 1999 г. – аспирантуру академии, в 2007 г. – Дипломатическую академию МИД России
1997
специалист в ОАО «Лукойл»
2001
советник зампредседателя Госдумы
2003
депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам
2007
первый зампред комитета Госдумы по труду и социальной политике
2011
председатель комитета Госдумы по регламенту
2011
первый заместитель председателя правительства Московской области

Штрихи к портрету
Ильдар Габдрахманов по образованию инженер-экономист в отраслях топливно-энергетического комплекса. Защищал кандидатскую диссертацию по теме
«Совершенствование методов экономического стимулирования добычи нефти из малодебитных нерентабельных скважин». Был как раз кризис 1998 г. и перед любой структурой стоял вопрос выживаемости, рассказывает он: «Мы занимались оптимизацией расходов в области добычи. Предложили алгоритм оптимизации работы скважин».

«Книги не успеваю читать, только документы», – смеется Габдрахманов. Все в правительстве, по его словам, работают допоздна: «Каждый день нужно принимать управленческие решения, если не вгрызаться в проблему – есть большой риск ошибок».



Московская область
Площадь – 44 300 кв. км.
Население (на 1 января 2013 г.) – 7,05 млн человек.
ВРП (2012 г.) – 2,5 трлн руб., прирост ВРП (к 2011 г.) – 4,4%.
Индекс промышленного производства (апрель 2013 г.) – 124,8%.
Среднемесячная начисленная заработная плата (март 2013 г.) – 34 035,2 руб. (111,1% к марту 2012 г.).
Реальные денежные доходы населения (март 2013 г.) – 28 691,7 руб. (107,8% к марту 2012 г.).
Безработица (февраль – апрель 2013 г.) – 2,9%.
Инфляция (апрель 2013 г. к декабрю 2012 г.) – 2,3%.
Жилищное строительство (январь – апрель 2013 г.) – 1,4 млн кв. м.
Оборот розничной торговли (январь – апрель 2013 г.) – 400,9 млрд руб. (100% к соответствующему периоду 2012 г.).
Объем иностранных инвестиций (январь – март 2013 г.) – $818 млн.
Исполнение консолидированного бюджета (на 1 января 2013 г.): доходы – 453,3 млрд руб., профицит – 60,5 млрд руб.
Государственный долг (на 1 июня 2013 г.) – 50,4 млрд руб.
Источники: Росстат, Минфин Московской области, Министерство экономики Московской области

  Эта публикация основана на статье ««Область не должна превращаться в безвкусный «шанхай», - Ильдар Габдрахманов, первый вице-премьер Московской области» из газеты «Ведомости» от 19.06.2013, №106 (3368).
В Госдуме Ильдар Габдрахманов проработал рекордные 12 лет. Работал в комитете по бюджету и налогам, затем — по труду и социальной политике, в последние годы руководил комитетом по регламенту и организации работы Государственной думы. Приглашение в Московскую область и работу в правительстве он называет уникальной возможностью воплотить наказы жителей на практике. О том, как это ему удается, он рассказывает в интервью «Ведомостям».
— Что вас удивило или шокировало, когда вы перешли в правительство?
— То, что у субъекта практически нет земли в собственности (при территории в 4,6 млн га область владеет менее 0,5% этой земли), практически вся земля в частных руках. А земля — основной ресурс. Ведь что регион предлагает инвестору в первую очередь? Землю, где он может реализовать свой инвестиционный проект.
Кроме того, для меня было удивительным, что в области нет реестра инвестиционных проектов. Чтобы получить информацию о каком-либо инвестиционном объекте, необходимо поднять всю бюрократическую машину. Сейчас мы приступили к созданию единой системы управления инвестиционными проектами. Это очень важно, без этого нет единого видения всего происходящего в регионе. Тогда о каком развитии может идти речь?
Также поразил низкий уровень информатизации и, как следствие, вопрос оперативности получения достоверной информации. К примеру, живем в XXI в., но никто не мог сказать, какова в области реальная потребность в детских садах. Такой учет ведется каждым муниципальным образованием самостоятельно. Информация никак не накладывалась на демографический прогноз. Ведь что такое отсутствие достоверной информации? Это значит неэффективно потратить бюджетные деньги. И только недавно в этом вопросе появилась ясность. Мы завершили разработку единой электронной очереди записи детей в детские сады, которая стартует 1 июля. Полученная информация обеспечивает четкое планирование, в том числе по строительству детских садов.
— Почему согласились сменить депутатское кресло на работу в правительстве Московской области?
— Действительно, я долго работал в Госдуме — сначала советником вице-спикера, потом трижды избирался депутатом от Москвы, работал в разных комитетах. За это время был накоплен определенный опыт. Как у депутата у меня была задача воплотить наказы жителей в законы, теперь есть возможность их реализовать на практике. Приглашение в правительство для меня — новый вызов.
— Перед правительством области стоит задача увеличить бюджет до 1 трлн руб. за пять лет. Какие шаги в этом направлении делаете?
— В своем недавнем обращении к жителям региона Андрей Воробьев [врио губернатора Подмосковья] определил ключевые задачи, требующие решения. Нужно строить перинатальные центры, роддома, детские сады, физкультурные оздоровительные комплексы, школы, переселять жителей из старого аварийного жилья, расширять дороги, строить железнодорожные переезды. Все это требует огромных средств. Мы решили идти в нескольких направлениях. Главное — привлечь инвестиции, создать новые производства и рабочие места. В Подмосковье 4,5 млн человек трудоспособного населения. Более миллиона из них ежедневно ездят на работу в Москву. Для людей это потеря времени, нервов, здоровья, а для бюджета области — существенной доли доходов. Люди хотят иметь работу и достойную зарплату там, где живут. Поэтому к 2018 г. в Московской области будет создано 300 000 новых рабочих мест. Уже в нынешнем году надо обеспечить десятую часть от этого количества.
Мы провели инвентаризацию площадок под инвестпроекты. Выявили около 100 участков площадью 20 000 га частных и муниципальных земель, пригодных под эти цели. Есть еще 20 площадок для размещения на базе уже существующих производств. Информация обо всех земельных участках размещена на инвестиционном портале Московской области.
— Есть резервы по увеличению доходов бюджета?
— Есть, их выявление — это еще одно направление нашей работы. К примеру, на территории области расположено более 400 рынков, но налоговой отдачи от них нет. Здесь комплекс причин, с которыми мы будем разбираться: это и легализация их деятельности, приведение ее в соответствие с требованиями федерального законодательства. Московская область который год подряд вводит больше всех других регионов жилья — более 7 млн кв. м. Это значит, что осуществляется колоссальный объем строительных работ. В свою очередь, объем всех видов налоговых поступлений от организаций строительства составляет около 3 млрд руб. И это менее 8% от объема строительства. Так быть не может.
Крайне низкий объем налоговых поступлений и от добычи полезных ископаемых, а также от деятельности по захоронению твердых бытовых отходов (ТБО). От организаций, осуществляющих эту деятельность в Московской области, за прошлый год в бюджет поступило чуть более 500 млн руб. При этом на территории области захоранивается четверть всех отходов страны. Наводить порядок нужно и в сфере размещения наружной рекламы и налогообложения рекламной деятельности. В прошлом году платежи от размещения рекламы составили 265 млн руб. — это очень мало.
Остро стоит вопрос вовлечения в оборот и уплаты налогов от неиспользуемых сельскохозяйственных земель. В свое время многие структуры купили земли колхозов и совхозов, а теперь сидят на этих землях (а ведь сельскохозяйственные земли занимают 1,7 млн га, или 38% территории области, и 30% из них не используется) и при этом платят льготную ставку налога на землю в размере 0,3%. Так как земля не используется в сельскохозяйственном производстве, то ставка должна быть по закону 1,5%. Такие земли будут выявляться, а собственники штрафоваться.
— Руководство области собиралось создать режим благоприятствования для инвесторов. Что уже удалось сделать?
— Увеличили налоговые льготы для инвесторов по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций. Например, налог на имущество в первый год будет нулевым, а в течение следующих 5-8 лет — пониженным, ставка налога на прибыль будет уменьшена на 4 п. п и т. д. Мособлдумой принят закон об участии Московской области в государственно-частном партнерстве, работает инвестиционный портал, в еженедельном режиме проводятся встречи с ключевыми инвесторами.
— Кого из крупных инвесторов уже удалось привлечь?
— К нам пришли инвесторы в самые разные отрасли: от машиностроения до ЖКХ. Несколько инвесторов пришли с планами развернуть мощности по выращиванию и переработке птицы. Прорабатываются два крупных проекта по строительству развлекательных парков. Идет проектирование и строительство крупных торговых и логистических центров. Добавились проекты по привлечению частных денег в ЖКХ, переработку ТБО.
В сентябре в Оболенске Серпуховского района вступает в строй завод по производству инсулиновых препаратов компании «Герофарм». Будет введена третья очередь фармацевтического завода компании KRKA в Истринском районе. Из близких к завершению проектов могу отметить вагоноремонтный завод компании «Новотранс» в Каширском районе. Это уникальное предприятие, впечатляющее своим масштабом: 900 вагонов в месяц и 500 рабочих мест. Таких в России всего три, причем два — в Сибири, так что наш завод сможет обслуживать вагоны не только области, но и всего Центрального федерального округа и даже стран СНГ.
— Кроме отсутствия земель других сложностей с привлечением инвесторов нет?
— Конечно, одним поиском земли дело не ограничивается, надо решать проблемы с энергетикой, газом, дорогами. Для координации работы государственных структур с инвесторами на уровне области работает министерство инвестиций и инноваций по принципу «одного окна». Это означает, что инвестор уже не ходит по коридорам власти, получая согласование своего проекта.
Все, что мы предлагаем сегодня инвесторам, — долгоокупаемые проекты. Например, инвесторы готовы вкладываться в строительство путепроводов. Как показывают наши переговоры, интерес к таким проектам есть, потому что автомобилисты готовы заплатить небольшие деньги, чтобы не стоять в пробке по несколько часов. Такая же история с мусороперерабатывающими комплексами. Если во всем мире мусор сортируется, то у нас — просто вываливается, образуя огромные свалки. Строительство завода стоит сотни миллионов долларов. И желающие вложиться тоже есть. Но во всех этих проектах нужны гарантии окупаемости проекта. Именно поэтому был принят закон об участии Московской области в государственно-частном партнерстве.
— Область выходила с несколькими инициативами к президенту, связанными с софинансированием программ, финансированием дорожного строительства и т. д. Какие из них получили поддержку?
— Обращения за помощью в федеральный бюджет были связаны прежде всего с проблемой выпадающих доходов бюджета в результате передачи части территории Москве. Частично запросы удовлетворены. Значительный объем поддержки из федерального бюджета — 12 млрд руб. — будет выделен на решение проблем Московского транспортного узла: для финансирования строительства объектов транспортной инфраструктуры.
В области остро стоит проблема обеспечения местами детей от трех до семи лет, стоящих в очереди на получение места в детском саду. У нас самая большая очередь в стране. Для решения проблемы в этом году нам будет выделено из федерального бюджета около 2 млрд руб., которые позволят создать дополнительно 3000 мест в дошкольных образовательных учреждениях. Мы разворачиваем строительство трех перинатальных центров и двух роддомов. Есть предварительное согласование о софинансировании с федеральным бюджетом строительства перинатальных центров в пропорции 50 на 50. Уже в этом году планируется получить из федерального бюджета не менее 500 млн руб.
— Традиционно муниципалитеты имели большую самостоятельность, часто их политика шла вразрез с областной. Как сейчас работаете?
— Жизнь заставила начать решать многие вопросы сообща. Например, градостроительные решения теперь принимаем совместно с муниципальными властями. На первом заседании Градостроительного совета рассматривался Мытищинский район, на втором — Красногорский район. До этого губернатор встречался с жителями. Выяснялось, к примеру, что люди, вселившиеся в новое жилье, недовольны отсутствием дорог, детских садов, школ. Поэтому Градостроительный совет принял решение снизить высотность ряда домов и предусмотреть строительство дополнительных детских садов, строительство дорог.
Есть еще и перекосы в доходах муниципалитетов. Например, в 12 муниципальных образованиях доходы не превышают 150 000 руб., а в семи они вообще отсутствуют. Наведение порядка в этом вопросе достаточно сложно, поскольку это сфера деятельности органов местного самоуправления, которым самостоятельно в ней разобраться бывает не под силу. Для этого мы оказываем нашим муниципалитетам методологическую поддержку, помогаем им составить «дорожную карту», определяющую их пошаговые действия в наведении порядка в этой сфере. С одной стороны, это дополнительные доходы бюджетов муниципальных образований, с другой стороны, область должна иметь свой архитектурный облик и не должна превращаться в безвкусный «шанхай».
— В Давосе премьер-министр Великобритании заявил об антикризисной программе правительства: сокращение социальных расходов, поддержка малого и среднего бизнеса и т. д. Обсуждаются ли подобные меры правительством области?
— По налоговым доходам за первые четыре месяца у нас пока неплохая ситуация — по сравнению с прошлым годом они увеличились на 18%. Это с учетом переданных Москве территорий, если в сопоставимых условиях — у нас рост составил бы 25%. На фоне всей страны мы выглядим более или менее хорошо. Несмотря на это, мы занимаемся оптимизацией и повышением эффективности наших расходов. Ведь важно не только то, сколько ты зарабатываешь, но и как тратишь деньги. Уже в этом году на 1000 человек сокращена численность государственных служащих и работников государственных учреждений, большинство министерств и ведомств, арендующих помещения в Москве, переедут в арендуемые помещения, расположенные за МКАД, что значительно удешевит объем арендных платежей; уже значительно сокращены расходы по обслуживанию государственного долга, усовершенствована система государственных закупок. Всего непервоочередные расходы сокращены на 9 млрд руб.