В июле в Москве прошла встреча глав Минфинов и центробанков «большой
двадцатки» (G20), на
котором представители стран участниц, в том числе, осуждали вопросы негативного
влияния «оптимизации налогообложения» на экономику и борьбы с уходом от уплаты
налогов.
В частности одним из пунктов повестки дня был вопрос о пересмотре
действующей системы соглашений об избежании двойного налогообложения.
Согласно публикованным данным, на сегодняшний день между станами
участниками заключено порядка 4 тыс. соглашений, что согласитесь, достаточно
много. Одним из предложений по реформированию было создание модульной
конвенции.
А основным вопросом встречи, конечно же, стал вопрос о
борьбе с выводом капитала в оффшоры.
В качестве меры по борьбе с «отмыванием» денег в оффшорах,
представители стран участниц решили внедрять «принцип отчетности компаний и
уплату ими налогов по месту фактического получения доходов». Данный механизм,
на уровне национальных законодательств, необходимо реализовать к 2015 г. («в теории»).
При этом Министр финансов РФ (или
от РФ) Антон Силуанов подметил, что сегодня транснациональные компании имеют
возможность уходить от налогообложения и в той стране, где находится
производство и в той стране, где зарегистрирован центр прибыли.
Представитель же от ОЭСР пояснил в свою очередь: «Речь не идет о гармонизации налоговых ставок»,
речь идет именно что о том, чтобы принудить компании платить там, где они ведут
бОльшую часть бизнеса.
Представители же ЕС отметили, что нормативные налоговые ставки на
прибыль для корпораций в среднем по странам ЕС составляют порядка 25 %, а эффективные
налоговые ставки для некоторых крупных компаний составляют всего 3-4%.
То есть, как бы намекая, что «средняя» то ставка есть, ну чем не
пример скрытой гармонизации?
Кроме того, в планы ОЭСР и G20 вошел и вопрос о разработки мер по организации системы
автоматического обмена финансовой и налоговой информацией о налогоплательщиках
на уровне государственных органов. А вот это то, о чём наши налоговики давно
мечтают, но не как не могут реализовать, а тут такой подарок!
Но и этим решили не ограничиваться. Принято решение, что на
уровне национальных законодательств, причем уже к сентябрю 2014 г., будет разработан перечень
поправок, согласно которым международные компании обязаны будут предоставлять
полную отчетности о распределении объемов экономической деятельности, дохода и
уплаченных налогов по странам присутствия.
Иными словами, принятый в рамках встречи членов участников G20 план, практически целиком
и полностью направлен на усиление контроля за финансовыми потоками международных
организаций и попыткой «отобрать» у оффшоров часть из прибыли (хотя и не
напрямую, а достаточно опосредованно).
Кстати, сам генеральный секретарь ОЭСР заявила, что
разрабатываемый в рамках большой 20-ки план действий призван «эффективно бороться с агрессивным налоговым
планированием и прекратить налоговую конкуренцию юрисдикций».
А вот с последней частью высказывания я совершенно не
согласен.
Что значит «прекратить налоговую конкуренцию»? Конкуренция,
в какой бы сфере деятельности она не была, несомненное благо для «потребителя»,
поскольку она «подталкивает» конкурирующие стороны либо повышать качество, либо
снижать цены.
Любое ограничение конкуренции, в том числе и в налогах, ведет к
МОНОПОЛИЗАЦИИ!!!
И не надо мне рассказывать, что монополизация в экономике –
это плохо, а налоговая монополизация в мире – это есть хорошо. Нет тут двойных
стандартов.
Если кто будет мне рассказывать о «великих особенностях
государственного хозяйствования», то я здесь тоже начну яростно спорить. Если
ты субъект рынка (даже если ты государство), играй по общим правилам, а не
придумывай себе оправданий в применении силы.
Ну а в рамках налоговых правоотношений конкуренция «заставляет»
страны снижать налоговые ставки/вводить льготы дабы «удержать»
налогоплательщиков у себя и обеспечить поступление в казну. Чем не благо? Нет,
для фискалов кончено хорошо, если ставки во всех странах будут одинаковые,
значит и налогоплательщику бегать нет смысла, в итоге вроде бы и платить будет
в «своей» стране.
Но вот две вещи смущают:
Во-первых, объем бюрократических препонов в разных странах разный,
следовательно даже при таком подходе у плательщиков будет мысль – а не свалить
ли мне туда, где я предоставлю две бумажки а не сто, раз ставка одинаковая?
Во-вторых, отсутствие конкуренции достигается лишь соглашением о
размере, в данном случае налоговой ставки. И, если судить по опубликованной
статистике, на сегодня в ЕС средняя ставка налога на прибыль 25 %, однако что
мешает странам договориться и сделать её, скажем, 30-40-50%? Конкуренцию ведь
отменили.
Вот и возникает очередной раз вопрос, почему чиновники борются с
ненавистными им оффшорами способом запрещения, когда в экономике есть более
эффективные способы (и в истории есть множество примеров этому), в т.ч. путем
создания более благоприятных условия да национальных налогоплательщиков и
иностранных инвесторов?