Страницы

вторник, 30 июля 2013 г.

«Большая двадцатка» против налоговой конкуренции. А разве «конкуренция» это плохо? Я думаю, что «государство должно бороться за своего налогоплательщика, как предприниматель борется за покупателя»… И никак иначе!



В июле в Москве прошла встреча глав Минфинов и центробанков «большой двадцатки» (G20), на котором представители стран участниц, в том числе, осуждали вопросы негативного влияния «оптимизации налогообложения» на экономику и борьбы с уходом от уплаты налогов.
В частности одним из пунктов повестки дня был вопрос о пересмотре действующей системы соглашений об избежании двойного налогообложения.
Согласно публикованным данным, на сегодняшний день между станами участниками заключено порядка 4 тыс. соглашений, что согласитесь, достаточно много. Одним из предложений по реформированию было создание модульной конвенции.
А основным вопросом встречи, конечно же, стал вопрос о борьбе с выводом капитала в оффшоры.
В качестве меры по борьбе с «отмыванием» денег в оффшорах, представители стран участниц решили внедрять «принцип отчетности компаний и уплату ими налогов по месту фактического получения доходов». Данный механизм, на уровне национальных законодательств, необходимо реализовать к 2015 г. («в теории»).
При этом Министр финансов РФ  (или от РФ) Антон Силуанов подметил, что сегодня транснациональные компании имеют возможность уходить от налогообложения и в той стране, где находится производство и в той стране, где зарегистрирован центр прибыли.
Представитель же от ОЭСР пояснил в свою очередь: «Речь не идет о гармонизации налоговых ставок», речь идет именно что о том, чтобы принудить компании платить там, где они ведут бОльшую часть бизнеса.
Представители же ЕС отметили, что нормативные налоговые ставки на прибыль для корпораций в среднем по странам ЕС составляют порядка 25 %, а эффективные налоговые ставки для некоторых крупных компаний составляют всего 3-4%.
То есть, как бы намекая, что «средняя» то ставка есть, ну чем не пример скрытой гармонизации?
Кроме того, в планы ОЭСР и G20 вошел и вопрос о разработки мер по организации системы автоматического обмена финансовой и налоговой информацией о налогоплательщиках на уровне государственных органов. А вот это то, о чём наши налоговики давно мечтают, но не как не могут реализовать, а тут такой подарок!
Но и этим решили не ограничиваться. Принято решение, что на уровне национальных законодательств, причем уже к сентябрю 2014 г., будет разработан перечень поправок, согласно которым международные компании обязаны будут предоставлять полную отчетности о распределении объемов экономической деятельности, дохода и уплаченных налогов по странам присутствия.
Иными словами, принятый в рамках встречи членов участников G20 план, практически целиком и полностью направлен на усиление контроля за финансовыми потоками международных организаций и попыткой «отобрать» у оффшоров часть из прибыли (хотя и не напрямую, а достаточно опосредованно).
Кстати, сам генеральный секретарь ОЭСР заявила, что разрабатываемый в рамках большой 20-ки план действий призван «эффективно бороться с агрессивным налоговым планированием и прекратить налоговую конкуренцию юрисдикций».
А вот с последней частью высказывания я совершенно не согласен.
Что значит «прекратить налоговую конкуренцию»? Конкуренция, в какой бы сфере деятельности она не была, несомненное благо для «потребителя», поскольку она «подталкивает» конкурирующие стороны либо повышать качество, либо снижать цены.
Любое ограничение конкуренции, в том числе и в налогах, ведет к МОНОПОЛИЗАЦИИ!!!
И не надо мне рассказывать, что монополизация в экономике – это плохо, а налоговая монополизация в мире – это есть хорошо. Нет тут двойных стандартов.
Если кто будет мне рассказывать о «великих особенностях государственного хозяйствования», то я здесь тоже начну яростно спорить. Если ты субъект рынка (даже если ты государство), играй по общим правилам, а не придумывай себе оправданий в применении силы.
Государство должно бороться за налогоплательщика также как и предприниматель борется за своего потребителя, именно вот тогда то и будет прогресс. Иначе – стагнация.
Ну а в рамках налоговых правоотношений конкуренция «заставляет» страны снижать налоговые ставки/вводить льготы дабы «удержать» налогоплательщиков у себя и обеспечить поступление в казну. Чем не благо? Нет, для фискалов кончено хорошо, если ставки во всех странах будут одинаковые, значит и налогоплательщику бегать нет смысла, в итоге вроде бы и платить будет в «своей» стране.
Но вот две вещи смущают:
Во-первых, объем бюрократических препонов в разных странах разный, следовательно даже при таком подходе у плательщиков будет мысль – а не свалить ли мне туда, где я предоставлю две бумажки а не сто, раз ставка одинаковая?
Во-вторых, отсутствие конкуренции достигается лишь соглашением о размере, в данном случае налоговой ставки. И, если судить по опубликованной статистике, на сегодня в ЕС средняя ставка налога на прибыль 25 %, однако что мешает странам договориться и сделать её, скажем, 30-40-50%? Конкуренцию ведь отменили.
Вот и возникает очередной раз вопрос, почему чиновники борются с ненавистными им оффшорами способом запрещения, когда в экономике есть более эффективные способы (и в истории есть множество примеров этому), в т.ч. путем создания более благоприятных условия да национальных налогоплательщиков и иностранных инвесторов?