Страницы

понедельник, 5 августа 2013 г.

03 августа вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ о досудебном порядке урегулирования налоговых споров



Два дня назад, в субботу, вступил  в силу еще один закон из «большой тройки» налоговых законов, принятых этим летом. Это Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ», которым, в частности, установлен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров (п. 2 ст. 138 НК РФ) и увеличен с 10 дней до 1 месяца срок апелляционного обжалования решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 9 ст. 101 НК РФ).
В отличие от двух других законов этот закон вступает сразу целиком, без откладывания в долгий ящик тех или иных его норм. Хотя для самой ключевой нормы, установившей тот самый всеобщий обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, ради которого, собственного говоря, и разрабатывался этот законопроект, сделано исключение в плане начала ее действия. Для тех решений (действий) налогового органа (его должностных лиц), для которых не был установлен обязательный досудебный порядок обжалования (а это все решения, кроме тех, что принимаются по итогам налоговых проверок в порядке ст. 101 НК РФ) этот порядок вводится в действие с 1 января 2014 года.
Осталось определиться с вопросом о том, где проходит «правовой водораздел» между старыми и новыми нормами? В качестве такового законодатель определил момент подачи жалобы (апелляционной жалобы).
Из п. 2 ст. 3 Закона № 153-ФЗ следует, что «в случае, если жалоба (апелляционная жалоба) на
акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом».
То есть если жалоба (апелляционная жалоба) подана до 03.08.2013 года, то в отношении ее подачи, рассмотрения и принятия решения по ней будут применяться нормы старой редакции ст.ст. 138-141 НК РФ, а если с 03.08.2013 – то нормы названных статей в их новой редакции.
В связи с тем, что законодатель увеличил срок на апелляционное обжалование с 10 дней до 1 месяца, может возникнуть вопрос о том, продлевается ли течение 10-дневного срока на апелляционное обжалование решения налогового органа до 1 месяца, если к 3 августа этот 10-дневный срок еще не истечет?
По всей видимости, не продлевается, иначе об этом было бы специально указано в тексте закона № 153-ФЗ, как это сделано, например, в другом законе из «большой тройки», а именно Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ (о совершенствовании налогового администрирования или иначе закон Симановского), которым срок для представления возражений по акту налоговой проверки увеличивается с 15 дней до 1 месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), а срок для представления возражений по акту, составленному в порядке ст. 101.4 НК РФ – с 10 дней до 1 месяца (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
Сравним! В п. 7 ст. 6 закона Симановского сказано о том, что «в случае, если течение предусмотренных абзацем первым пункта 6 статьи 100 и пунктом 5 статьи 1014 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) сроков не завершилось до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, указанные сроки исчисляются в порядке, действующем после дня вступления в силу настоящего Федерального закона».
То есть эти два срока - на представление возражений по акту налоговой проверки и по акту в порядке ст. 101.4 НК РФ – будут автоматически продлены до 1 месяца, если не истекут к моменту вступления в силу Федерального закона № 248-ФЗ (т.е. к 24.08.2013).
А вот для аналогичного продления срока на апелляционное обжалование решения налогового органа, принятого по итогам налоговой проверки, оснований, по всей видимости, не имеется.

Интересно  отметить, что после принятия проекта этого закона в первом чтении норма о переходных положениях более ясно давала основания для такого вывода, поскольку в ней говорилось о том, что "в случае, если предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах сроки подачи рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, вступления в силу решений налоговых органов не истекли до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем о дня вступления в силу настоящего Федерального закона".