Недавнее Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 №
11890/12 по делу о привлечении к ответственности чукотского территориального
органа статистики за непредставление истребованных в порядке ст. 93.1 НК РФ
документов, на первый взгляд ответило на вопрос о том, по какой статье НК РФ
должно привлекаться к ответственности лицо за непредставление документов в
порядке ст. 93.1 НК РФ (или, иначе говоря, в порядке «встречной» проверки).
Напомню, что в том деле Президиум ВАС неожиданно для многих перевел спор из плоскости характера истребуемых документов (относимость документов статистики к исчислению и уплате налогов) в спор о выборе надлежащей статьи НК РФ, по которой должна наступать ответственность за непредставление документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.
По мнению Президиума, такой надлежащей статьей является статья 129.1 НК РФ, поскольку именно к ней отсылает п. 6 ст. 93.1 НК РФ.
Вот только п. 1 ст. 129.1 (как и любая другая охранительная норма) состоит не только из санкции (размера штрафа), но и из диспозиции (оснований применения санкции). И как следует полагать, п. 6 ст. 93.1 НК РФ содержит отсылку ко всему п. 1 ст. 129.1 НК РФ в целом,
Напомню, что в том деле Президиум ВАС неожиданно для многих перевел спор из плоскости характера истребуемых документов (относимость документов статистики к исчислению и уплате налогов) в спор о выборе надлежащей статьи НК РФ, по которой должна наступать ответственность за непредставление документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.
По мнению Президиума, такой надлежащей статьей является статья 129.1 НК РФ, поскольку именно к ней отсылает п. 6 ст. 93.1 НК РФ.
Вот только п. 1 ст. 129.1 (как и любая другая охранительная норма) состоит не только из санкции (размера штрафа), но и из диспозиции (оснований применения санкции). И как следует полагать, п. 6 ст. 93.1 НК РФ содержит отсылку ко всему п. 1 ст. 129.1 НК РФ в целом,
а не только
к санкции этой нормы. А в диспозиции этой нормы есть небольшая, но все-таки
оговорка о том, что санкция этой нормы
применяется при отсутствии признаков налогового правонарушения,
предусмотренного ст. 126 НК РФ.
А в ст. 126 есть пункт 2, диспозиция которого звучит
следующим образом: непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить
имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о
налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от
предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо
недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения
законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего
Кодекса.
А теперь сравним эту норму с диспозицией п. 1 ст. 129.1 НК
РФ неправомерное
несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим
Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
Как видим, и там, и там практически одно и то же. И вопрос о выборе надлежащей статьи пришлось решать ФАС Московского округа. А к моменту вынесения им своего постановления на сайте ВАС РФ уже было опубликовано то самое постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 № 11890/12.
Однако ФАС МО не стал ссылаться на указанное постановление Президиума ВАС РФ (в котором, кстати, не было оговорки об обязательности его применения ко всем аналогичным делам), а пошел своим путем.
Он сравнил санкции п. 1 ст. 129.1 (штраф - 5000 рублей) и п. 2 ст. 126 (штраф – 10000 рублей) и в условиях неопределенности выбора статьи применил санкцию п. 1 ст. 129.1 НК РФ как санкцию в меньшем размере, применив при этом известную палочку-выручалочку в виде п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Соответственно, деяние заявителя следовало квалифицировать по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Как видим, и там, и там практически одно и то же. И вопрос о выборе надлежащей статьи пришлось решать ФАС Московского округа. А к моменту вынесения им своего постановления на сайте ВАС РФ уже было опубликовано то самое постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 № 11890/12.
Однако ФАС МО не стал ссылаться на указанное постановление Президиума ВАС РФ (в котором, кстати, не было оговорки об обязательности его применения ко всем аналогичным делам), а пошел своим путем.
Он сравнил санкции п. 1 ст. 129.1 (штраф - 5000 рублей) и п. 2 ст. 126 (штраф – 10000 рублей) и в условиях неопределенности выбора статьи применил санкцию п. 1 ст. 129.1 НК РФ как санкцию в меньшем размере, применив при этом известную палочку-выручалочку в виде п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Соответственно, деяние заявителя следовало квалифицировать по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
С судебными актами по данному делу вы можете ознакомиться здесь.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N А40-91503/12-115-602
Общество
с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее -
заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о
признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной
налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - инспекция) от 23.12.2011
N 37 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Решением
Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2012, оставленным без изменения
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.1013 года, в
удовлетворении заявления отказано.
Общество
подало кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить в связи с
неправильным применением судами ст. 93.1, ст. 126 НК РФ. Полагает, что суд
неверно квалифицировал деяние по п. 2 ст. 126 НК РФ, что является основанием
для признания решения недействительным.
Инспекция
возразила против удовлетворения жалобы. Полагает, что указанные нормы применены
судами правильно, поскольку ответственность по п. 1 ст. 129 НК РФ наступает в
случае, если деяние не подпадает под п. 2 ст. 126 НК РФ. Деяние совершенное
налогоплательщиком, содержит признаки правонарушения, предусмотренного п. 2 ст.
126 НК РФ.
Обсудив
доводы жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат
отмене в связи с неправильным применением ст. 93.1, ст. 126 НК РФ.
В
соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц,
располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы
(информацию).
Согласно
п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления запрашиваемых при проведении
налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки
признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную
статьей 129.1 настоящего Кодекса.
В ходе
рассмотрения дела установлено, что инспекция проводила камеральную проверку ОАО
"Газпром комплектация", контрагентом которого является заявитель ООО "Газпром
трансгаз Саратов". На основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ инспекция 23.09.2011
года направила требование N 9058, по которому у заявителя были истребованы
документы, касающиеся деятельности ООО "Газпром комплектация", а
именно: счета-фактуры за период с 01.10.2010 по 31.12.2010, выставленные в
адрес общества; договоры со всеми приложениями и дополнениями к указанным
счетам-фактурам; товарные накладные к указанным счетам-фактурам; акты о приемке
выполненных работ, платежные поручения и товарные накладные к указанным
счетам-фактурам; книги покупок за период с 01.10.2010 по 31.12.2010.
Письмом N
03-42/758 от 01.10.2010 заявитель предоставил только счета-фактуры.
Книга
покупок за период с 01.10.2010 по 31.12.2010 не представлена, поскольку, по
мнению заявителя, она к деятельности Общества с ограниченной ответственностью
"Газпром комплектация" не относится.
В
отношении запрашиваемых договоров, которые также не представлены, заявитель
просил уточнить их номер и дату.
Ответ
заявителя от 11.10.2011 инспекция расценила как неправомерный отказ от
представления документов, запрошенных по требованию N 9058 от 23.09.2011, в
связи с чем оспариваемым решением заявитель был привлечен к ответственности,
предусмотренной п. 2 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Установив
факт неправомерного непредставления документов, суды первой и апелляционной
инстанций сочли решение инспекции законным.
Суд
кассационной инстанции полагает, что налоговый орган и суды неправильно
квалифицировали деяние ООО "Газпром транс Саратов" по п. 2 ст. 126 НК
РФ. Деяние следовало квалифицировать по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
В
соответствии с п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное
сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо
должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового
правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет
взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
В
соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о
налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у
нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о
налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от
предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо
недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения
законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего
Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.
По объективной
стороне правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 129.1 и п. 2 ст. 126 НК РФ
тождественны, поскольку непредставление сведений о налогоплательщике по запросу
налогового органа (п. 2 ст. 126) одновременно означает неправомерное
несообщение сведений, которое лицо должно сообщить налоговому органу в силу п.
1 ст. 93.1 НК РФ (п. 1 ст. 129.1).
При этом
пунктом 6 ст. 93.1 НК РФ прямо предусмотрено, что за непредставление
контрагентом сведений о проверяемом налогоплательщике наступает
ответственность, предусмотренная ст. 129.1 НК РФ, санкция которой меньше по
сравнению с п. 2 ст. 126 НК РФ. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с
которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика,
деяние заявителя следовало квалифицировать по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Поскольку
неправильная квалификация деяния является основанием для признания решения о
привлечении к ответственности недействительным (п. 18 Информационного письма
Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. N 71) суды не имели оснований для отказа в
удовлетворении заявления.
Фактические
обстоятельства дела установлены судами правильно, но при этом положения п. 1, 6
ст. 93.1, п. 1 ст. 129.1, п. 2 ст. 126 НК РФ применены неверно. Суд кассационной
инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный
акт о признании обжалуемого решения недействительным.
Руководствуясь
статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд
постановил:
Решение
Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2012 года, постановление Девятого
арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 года по делу N
А40-91503/12-115-602 - отменить.
Признать
недействительным решение МИФНС России по НК N 2 от 23.12.2011 г. N 37.
Взыскать
с МИФНС России по КН N 2 в пользу ЗАО "Газпром трансгаз Саратов"
расходы по уплате госпошлины в сумме 4 000 руб. (пл. п. N 54960 от 06.12.2012
г.; N 6204 от 04.04.2013 г.).
Председательствующий
судья
Н.В.БУЯНОВА
Судьи
Т.А.ЕГОРОВА
Э.Н.НАГОРНАЯ