Как то давненько прочитал в газете «Учет.Налоги.Право»
статью о том, что представители некой налоговой инспекции при проведении
встречной проверки потребовали от налогоплательщика представить документы о
том, кто из сотрудников отпустил товар контрагенту, а также информацию об их
домашних адресах, ИНН и иную личную информацию.
Давно хотел написать пост по этому поводу, но всё руки не доходили, тем более, что с такими же вопросами к нам обращались и наши клиенты.
При этом суть «встречной» проверки заключается в истребовании документы о деятельности проверяемого налогоплательщика у его контрагентов и сопоставлении полученных данных с данными, отраженными в документах налогоплательщика.
Давно хотел написать пост по этому поводу, но всё руки не доходили, тем более, что с такими же вопросами к нам обращались и наши клиенты.
И так, в той статье содержался комментарий налогового
инспектора, который утверждал что действия налоговиков совершенно правомерны, а
вот отказаться организация не может по следующим основаниям: Трудовой кодекс РФ допускает
передачу персональных данных органам власти при проведении контрольных
мероприятий, а ст. 93.1 НК РФ накладывает на компании соответствующую
обязанность.
Вместе с тем, представляется, что представители налоговых органов пытаются выдать желаемое за действительное.
Ведь в ст. 93.1 НК РФ хоть и нет конкретного перечня той информации, которую необходимо предоставить по запросу, однако в ней чётко сказано, что должностное лицо … вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Ведь в ст. 93.1 НК РФ хоть и нет конкретного перечня той информации, которую необходимо предоставить по запросу, однако в ней чётко сказано, что должностное лицо … вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
При этом суть «встречной» проверки заключается в истребовании документы о деятельности проверяемого налогоплательщика у его контрагентов и сопоставлении полученных данных с данными, отраженными в документах налогоплательщика.
Таким образом, истребуемые налоговым органом в рамках
проверки документы должны касаться исключительно деятельности
налогоплательщика и быть связаны с предметом проверки.
Сложно представить, каким образом информация об адресе и ИНН
конкретного работника, отпускавшего товар, будет влиять на информацию по
конкретной сделке организации. Я ещё могу понять, что в представленных
документах плохо читается ФИО работника, ну так его вроде бы никто и не
скрывает, а вот зачем им иные персональные данные непонятно. Тем более что
информация об адресе и ИНН конкретного физика и так уже есть у налоговиков, поскольку
граждане состоять на налоговом учете.
Как то всё это сильно смахивает на создании видимости бурной
деятельности, и не более того.
Ну и раз уж налоговый инспектор упомянул о ТК РФ, то
согласно ст. 88 ТК РФ персональные данные работника могут быть переданы специально уполномоченным лицам без его
согласия только в объеме, которые необходимы для выполнения конкретных
функций.
И мы опять возвращаемся к вопросу о том, какая же такая
необходимость толкнула налоговиков запросить домашний адрес работников
проверяемого лица? А ведь и ТК РФ и ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных
данных» запрещают нам делиться данной информацией под страхом штрафов, притом
не малых.
Таким образом, на мой взгляд, истребование налоговиками в
рамках налоговой проверки персональных данных работников (за исключением ФИО)
является неправомерным, а сами должностные лица вообще действуют с превышением
своих полномочий.