В последнее время почти все СМИ, которые пишут на экономические и политические темы, отмечают рост бюджетного дефицита как на федеральном, так и на региональных уровнях. Вывод делается такой, бюджетная система не справляется с социальными обещаниями властей. Действительно, перед выборами обещано было много, а вот что касается источников финансирования, тут и возникли проблемы. Причем обратите внимание, это всё происходит при условии, что нефть у нас весь 2013 год стоит больше 100 долларов за баррель, а денег почему то всё равно не хватает.
Согласно опубликованным Федеральным казначейством данным, по итогам первого полугодия 2013 г. совокупные доходы регионов упали в годовом выражении на 5% (при этом поступления налога на прибыль сократились на 26%, а помощь из федерального бюджета — на 16%). Немного сгладил общую картину НДФЛ, и то благодаря росту зарплат в госсекторе.
Согласно опубликованным Федеральным казначейством данным, по итогам первого полугодия 2013 г. совокупные доходы регионов упали в годовом выражении на 5% (при этом поступления налога на прибыль сократились на 26%, а помощь из федерального бюджета — на 16%). Немного сгладил общую картину НДФЛ, и то благодаря росту зарплат в госсекторе.
При этом, на сегодняшний день затраты на оплату труда
бюджетников составляют более 50% расходов бюджета. Каких-либо подвижек в плане
роста доходов не предвидится, а обещанные программы реализовывать нужно.
Что остается делать субъектам РФ?
Или клянчить дополнительные транши из федерального бюджета (что, кстати, весьма сомнительно на мой взгляд, т.к. с федеральным бюджетом тоже не всё хорошо, да еще и наводнение в Приморье вон какое сильное). Или сокращать количество социальных программ и переносить на будущие периоды планы по их реализации. Но это делать очень рискованно, т.к. может усилить протестные настроения в обществе.
Или клянчить дополнительные транши из федерального бюджета (что, кстати, весьма сомнительно на мой взгляд, т.к. с федеральным бюджетом тоже не всё хорошо, да еще и наводнение в Приморье вон какое сильное). Или сокращать количество социальных программ и переносить на будущие периоды планы по их реализации. Но это делать очень рискованно, т.к. может усилить протестные настроения в обществе.
Тут ведь еще один момент прослеживается. Мой опыт подсказывает, как
только в стране появляется проблема с нехваткой бюджетных средств (или дырой в
бюджете), очень часто эту проблему начинают решать за счет увеличения налогового бремени и усиления налогового контроля. Но контроль ужесточать до бесконечности невозможно. Так какие же меры предпримут наши власти? Остается только ждать осени и смотреть, что же будет.
Однако в любом случае можно сделать вывод о недостатках современного бюджетного планирования и прогнозирования на всех уровнях.
Однако в любом случае можно сделать вывод о недостатках современного бюджетного планирования и прогнозирования на всех уровнях.