В недавнем письме ФНС РФ от 23.05.2013 № СА-4-2/9355 был сделан
достаточно неоднозначный вывод по ситуации, когда налогоплательщик уклоняется
от получения акта налоговой проверки. Так, в п.4 этого письма сказано
следующее: в случае если налогоплательщик уклоняется от
получения акта и уведомления, указанный факт должен быть зафиксирован в акте
воспрепятствования действиям должностного лица налогового органа. Кроме
того, должен быть составлен протокол об административном правонарушении в
соответствии со ст. 19.4.1 КоАП РФ о воспрепятствовании законной деятельности
должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению
проверок или уклонении от таких проверок.
О том, что налоговики любят толковать нормы закона исключительно в
свою пользу, думаю не для кого ни секрет, но вот что-то я давно не встречал такого
широкого и грубого толкования.
Посудите сами,
норма ст. 19.4.1 КоАП РФ звучит следующим образом:
Воспрепятствование законной деятельности
должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению
проверок или уклонение от таких проверок…
Как можно заметить
штраф по данной статье накладывается именно за воспрепятствование законной
деятельности. Если обратиться к немногочисленной судебной практике по
данному вопросу, то можно заметить, что чаще всего речь идет о ситуациях, когда
налогоплательщик не пускает налоговиков в офис/склад или иное помещение… То
есть речь идет о ситуациях, когда налогоплательщика своими действиями активно «мешает»
контролирующему органу осуществить свои полномочия.
А что у нас происходит в ситуации, когда налогоплательщик уклоняется
от получения акта проверки?
Во-первых, акт
налоговой проверки составляется по результатам проведенной проверки на
основании собранных и полученных в её ходе данных, т.е. все необходимые
действия на момент его составления уже совершены. Конечно, в силу п. 2 ст. 100
НК РФ акт налоговой проверки подписывается лицом, в отношении которого
проводилась проверка. Но и лицо вправе отказаться подписывать акт, в этом
случае просто делается соответствующая отметка.
Во-вторых, на случай уклонения налогоплательщика от
получения акта в п. 5 ст. 100 НК РФ прописана самостоятельная процедура
поведения чиновника – он должен указать в акте на
факт уклонения и направить акт по почте заказным письмом. Что тут ещё придумывать, когда всё чётко написано в НК РФ?
факт уклонения и направить акт по почте заказным письмом. Что тут ещё придумывать, когда всё чётко написано в НК РФ?
Вот и возникает вопрос, так какими это своими действиями/бездействиями
направленными на уклонение о получения акта проверки налогоплательщик воспрепятствует
действиям должностного лица? Чиновник не сможет составить акт? Не сможет
закончить проверку? Вроде бы нет, тем более что есть прямое указание в ст. 100
НК РФ – отправить по почте.
Складывается такое впечатление, что писавший данный опус чиновник
либо совершенно не понимал о чём писал, либо умышленно игнорирует реальность. И
вообще если продолжить нить рассуждений налоговиков по данному вопросу, то
можно очень далеко зайти.
С одной стороны ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусматривает
ответственность за действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения
или завершения проверки. А если они не могут окончить проверку, якобы в связи с
уклонением от получения акта (по их же логике), они не могу в рамках процедуры
п. 5 ст. 100 НК РФ отправить налогоплательщику акт. Следовательно, они должны
«дождаться» появления последнего, видимо для подписания акта или отказа, другой
причины я не вижу.
При этом ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за
повторное уклонение, а ответственность уже наступает в двойном размере. И
получается, что по логике налоговиков они могут налогоплательщика штрафовать до
тех пор, пока он не явится за актом?
Иными словами, считаю позицию, изложенную в п. 4 ФНС РФ от 23.05.2013 № СА-4-2/9355 считаю не
соответствующей законодательству.