В ноябре 2013 года ГосДума рассмотрела следующие законопроекты в сфере налогообложения и страховых взносов:
№ 348507-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (принят 22 ноября в третьем чтении).
СУТЬ: О сохранении действующих тарифов страховых взносов до 2016 года и о продлении действия льготных тарифов страховых взносов до 2018 года включительно.
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Реализация положений законопроекта позволит создать для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций стабильные и предсказуемые условия ведения предпринимательской деятельности, а также позволит поддержать тариф страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки, что предусмотрено Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р.
№ 331147-6 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц"» (принят 22 ноября в третьем чтении).
СУТЬ: Законопроектом предусматривается, что в случае, если физическое лицо планирует осуществлять со дня его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте РФ, на территории которого он состоит на учёте в налоговом органе по месту жительства, заявление на получение патента подаётся одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации.
Кроме того, ко второму чтению в законопроект было внесено дополнение, согласно которому срок уплаты физическими лицами имущественных налогов сдвигается с 1 ноября на 1 октября.
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.
АКТУАЛЬНОСТЬ: В результате внесения в Кодекс вышеуказанных изменений для физического лица, планирующего осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, отпадет необходимость применять общую систему налогообложения в период с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя до даты начала действия патента. Одновременно это сократит количество обращений в налоговые органы и очереди в налоговых органах при подаче заявления на получение патента.
№ 359535-6 «О внесении изменения в статью 251 части II НК РФ в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (принят 19 ноября в первом чтении).
СУТЬ: Целью законопроекта является освобождение от налога на прибыль гарантийных взносов страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Гарантийные взносы предлагается освободить от налога на прибыль ввиду того, что указанные средства относятся к средствам целевого финансирования.
№ 325477-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды» (принят 12 ноября в первом чтении).
СУТЬ: О совершенствовании порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды.
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.
АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время оптимизация процесса взыскания незначительных сумм недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам является актуальной проблемой. Затраты, связанные с организацией работы по взысканию указанной задолженности плательщиков страховых взносов в установленные законодательством сроки, значительно превышают суммы взыскания и приводят к необоснованным финансовым затратам федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
При принятии предлагаемых изменений плательщику страховых взносов, как и в настоящее время, будет направляться требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. При этом срок взыскания незначительных сумм будет продлен, что позволит органам контроля за уплатой страховых взносов суммировать обязательства плательщика страховых взносов за разные отчетные периоды.
Что касается тех законопроектов, которые изначально были представлены в календарном плане ГосДумы на ноябрь, то ни один из них так и не был принят! При этом законопроект № 271144-6 (о повышении ставки НДФЛ до 20% для уклонистов от армии) был отклонен (что и следовало ожидать (c полемикой среди самих депутатов Думы вокруг его принятия можно ознакомиться здесь – вопрос № 31), а рассмотрение остальных законопроектов перенесено на неопределенный срок.
№ 348507-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (принят 22 ноября в третьем чтении).
СУТЬ: О сохранении действующих тарифов страховых взносов до 2016 года и о продлении действия льготных тарифов страховых взносов до 2018 года включительно.
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Реализация положений законопроекта позволит создать для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций стабильные и предсказуемые условия ведения предпринимательской деятельности, а также позволит поддержать тариф страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки, что предусмотрено Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р.
№ 331147-6 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц"» (принят 22 ноября в третьем чтении).
СУТЬ: Законопроектом предусматривается, что в случае, если физическое лицо планирует осуществлять со дня его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте РФ, на территории которого он состоит на учёте в налоговом органе по месту жительства, заявление на получение патента подаётся одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации.
Кроме того, ко второму чтению в законопроект было внесено дополнение, согласно которому срок уплаты физическими лицами имущественных налогов сдвигается с 1 ноября на 1 октября.
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.
АКТУАЛЬНОСТЬ: В результате внесения в Кодекс вышеуказанных изменений для физического лица, планирующего осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, отпадет необходимость применять общую систему налогообложения в период с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя до даты начала действия патента. Одновременно это сократит количество обращений в налоговые органы и очереди в налоговых органах при подаче заявления на получение патента.
№ 359535-6 «О внесении изменения в статью 251 части II НК РФ в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (принят 19 ноября в первом чтении).
СУТЬ: Целью законопроекта является освобождение от налога на прибыль гарантийных взносов страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Гарантийные взносы предлагается освободить от налога на прибыль ввиду того, что указанные средства относятся к средствам целевого финансирования.
№ 325477-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды» (принят 12 ноября в первом чтении).
СУТЬ: О совершенствовании порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды.
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ.
АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время оптимизация процесса взыскания незначительных сумм недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам является актуальной проблемой. Затраты, связанные с организацией работы по взысканию указанной задолженности плательщиков страховых взносов в установленные законодательством сроки, значительно превышают суммы взыскания и приводят к необоснованным финансовым затратам федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
При принятии предлагаемых изменений плательщику страховых взносов, как и в настоящее время, будет направляться требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. При этом срок взыскания незначительных сумм будет продлен, что позволит органам контроля за уплатой страховых взносов суммировать обязательства плательщика страховых взносов за разные отчетные периоды.
Что касается тех законопроектов, которые изначально были представлены в календарном плане ГосДумы на ноябрь, то ни один из них так и не был принят! При этом законопроект № 271144-6 (о повышении ставки НДФЛ до 20% для уклонистов от армии) был отклонен (что и следовало ожидать (c полемикой среди самих депутатов Думы вокруг его принятия можно ознакомиться здесь – вопрос № 31), а рассмотрение остальных законопроектов перенесено на неопределенный срок.