Страницы

понедельник, 13 января 2014 г.

ТОП-10 самых ожидаемых событий в налоговой сфере в 2014 году

В прошлых своих ТОПах (см. здесь  и здесь) я подводил итоги уже прошедшего 2013 года. Но, наверное, пора уже перейти к 2014 году, тем более, что сегодня самый первый его ПОЛНОЦЕННЫЙ рабочий день.
Я думаю, что вы понимаете, выступать этаким провидцем очень трудное дело. Особенно у нас в стране, особенно в настоящее время. Что может прийти в голову нашим субъектам законодательной инициативы и их помощниками трудно даже представить. Только вдумайтесь. В прошлом 2013 году было принято порядка 446 федеральных законов! И кто бы в начале 2013 года мог такое предугадать?
Или вот еще вам пример, год только начался, а безумные идеи уже вновь озвучиваются, оказывается для повышение рождаемости в России надо установить новые налоговые льготы. Я не против налоговых льгот, я  против профанации.
Однако я все равно решил попробовать и рискну, а там через год посмотрим.. Начали…

1. Принятие и вступление в силу Федерального закона, предусматривающего возврат к ранее действовавшему порядку возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (в настоящее время – принятый ГосДумой 10 декабря в первом чтении законопроект № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ).
Уже 22 января ГосДума планирует рассмотреть во втором (а может быть сразу и в третьем) чтении данный законопроект, по которому следственные органы снова получат полномочия по своей инициативе возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, которые были у них до 2011 года. Все предпринимательское сообщество уже выразило обеспокоенность возможным принятием этого закона и в последнее время поступала информация о некотором «смягченном» его варианте.
Мы писали об этом законопроекте еще в прошлом году (см. здесь) и очень надеемся, несмотря на решение о принятии закона (это уже очевидно), в новой редакции его обязательно будут заложены гарантии от возможного произвольного ее применения.

2. Принятие и вступление в силу Федерального закона, предусматривающего закрепление новой формы налогового контроля за банками (фактически – выездной проверки с присущими ей контрольными мероприятиями: осмотр, выемка документов).
Соответствующий законопроект № 330414-6 был внесен в ГосДуму 10 августа 2013 года и в этом же году планировался к рассмотрению в первом чтении. Но после многочисленных критических публикаций и заключений относительно целесообразности этой формы контроля он был перенесен на неопределенный срок, а те поправки, необходимость в принятии которых не вызывает сомнения, выделены в отдельный законопроект самим Комитетом ГосДумы по бюджету и налогам (отмена обязанности налогоплательщиков по уведомлению налоговых органов об открытии/закрытии расчетных счетов, отмена налоговой ответственности по ст. 118 НК РФ).

3. Начало реального действия раздела V.1 НК РФ в части контроля за трансфертным ценообразованием:
- проверки представленных уведомлений о контролируемых сделках;
- начало реальных контрольных мероприятий (истребование документации);
- возможные новые поправки в раздел V.1 НК РФ.
20 ноября 2013 года истек срок представления уведомления о контролируемых сделках за 2012 год и до 30 июня 2014 года, ФНС России должна определиться с кругом налогоплательщиков, в отношении которых будут проведены налоговые ценовые проверки с истребованием необходимой документации.
Кроме того, не исключена возможность внесения новых поправок в раздел НК РФ о
трансфертном ценообразовании и в другие главы НК РФ. Последние из них внесены буквально недавно Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ.

4. Вступление в силу целого ряда поправок, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О противодействии незаконным финансовым операциям».
С 1 января 2014 вступает в силу очередная порция поправок, внесенных самым массивным и жестким Федеральным законом 2013 года. Прежде всего, стоит отметить начало ужесточения налогового контроля. Добавляется новое основание для истребования документов в рамках камеральной проверки (представление уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению или убыточной декларации по истечении 2 лет со дня установленного для первоначальной декларации). Другим значимым нововведением является распространение обязанности по представлению налоговой декларации по НДС в электронной форме на всех налогоплательщиков.

5. Отмена банковской тайны в отношении вкладов физических лиц.
С 1 июля 2014 года вступают в силу поправки в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ, согласно которым на банки возлагается обязанность по предоставлению в налоговые органы информации об открытии/закрытии вкладов физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также обязанности по представлению по требованию налогового органа информации о движении денежных средств по вкладам и остаткам этих средств на них.

6. Закрепление в НК РФ отдельной главы о налоге на имущество физических лиц.
Налог на имущество физических лиц остается единственным налогом до сих пор не инкорпорированным в Налоговый кодекс РФ. До сих пор он регулируется Законом РФ от 09 декабря 1991 «О налогах на имущество физических лиц».
В то же время, если исходить из содержания ст. 15 НК РФ, для него давно уже «подготовлено» место в Налоговом кодексе. Отмечу, что соответствующих закон «почти» уже приняли в прошлом году, но в последний момент от этого шага отказались (см. здесь).
И, хотя на данный момент, о каких-либо конкретных сроках появления в НК РФ новой соответствующей главы пока не известно, все равно в ближайшее время стоит ожидать этого события. Ведь дальше тянуть уже некуда.

7. Борьба с оффшорами (курс на деоффшоризацию экономики).
Премьер-министр Дмитрий Медведев дал ряд указаний правительству относительно налогообложения в РФ доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции. Список указаний главы правительства во исполнение перечня поручений президента РФ от 27 декабря по реализации послания главы государства Федеральному собранию опубликован на официальном сайте Правительства. "Сроки представления в правительство РФ проектов антиоффшорных федеральных законов - до 19 мая 2014 года, представления в правительство проектов докладов президенту - до 30 июня 2014 года", - указывается в документе.

8. Ревизия налоговых льгот.
Минфин России инициировал проведение инвентаризации налоговых льгот. Данная работа должна завершиться к весне 2014 года с прицелом на то, чтобы успеть разработать проект соответствующих изменений в действующее законодательство. Это позволит планировать бюджетные поступления на 2015-2017 годы без учета неэффективных налоговых льгот. О своих планах провести ревизию налоговых льгот Минфин заявлял и раньше, но, по всей видимости, именно в 2014 году он намерен взяться за это основательно. Подробнее на эту тему здесь.

9. Налоговые каникулы для малого бизнеса.
Это событие проанонсировал сам Президент РФ, выступив 12 декабря 2013 с посланием к Федеральному собранию. Тогда он заявил, что малым предприятиям, вновь открывающимся в российских регионах, целесообразно предоставить налоговые каникулы сроком на два года. По его словам, впоследствии это окупится дополнительными поступлениями в бюджеты регионов и муниципалитетов.
Соответственно, в ближайшее время следует ожидать появления законопроектов, направленных на внедрение этой инициативы.

10. Новые подходы к понятию «необоснованная налоговая выгода» (вплоть до появления этого термина в нормах НК РФ).
Термин «необоснованная налоговая выгода» является на сегодняшний день самым распространенным в текстах судебных актов по налоговым спорам, но как ни парадоксально, в тексте самого Налогового кодекса он отсутствует. До сих пор он существует лишь благодаря постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Сейчас со схемами с помощью этого постановления борются арбитражные суды. Следственный комитет России считает, что запрет надо закрепить в законе. По его мнению, это необходимо, чтобы привлекать создателей схем к уголовной ответственности, а такое возможно только на основании законов.

Может что и упустил, но, вроде бы, ничего не забыл.