Страницы

вторник, 28 января 2014 г.

2014 год. Государство идет за налогами туда, где есть деньги...

Интересным и очень насыщенным по налоговым событиям был 2013 год (о чем я уже подробно писал здесь и здесь). Однако хотелось бы отметить еще одну его особенность, государство пошло собирать налоги туда, где по его мнению водятся деньги...
Может быть это еще не так заметно, может быть это не так явственно, вроде бы никто особо не говорит о введении новых налогов, однако нельзя не заметить, что интонации меняются, и первые шажочки, уже делаются. Во всяком случае с тем, что государство "пристально смотрит по сторонам" и задается вопросом: "А где еще можно подсобрать", думаю, никто особо спорить не будет.
Честно говоря и раньше, государство не оставляло без своего фискального внимания "денежные сферы", но в 2013 году это стало ощущаться намного заметнее.
Думаю для подобных проявлений есть две взаимосвязанные причины:
1) налоговый потенциал из нефтегазовых и иных сырьевых отраслей полностью вычерпан и его стало не хватать;
2) а не хватать его стало потому, что страна на пороге каких-то новых кризисных явлений (пока это мягко называется "замедление темпов роста"). Это в свою очередь понижает все основные налоговые базы (прибыль, добавленная стоимость, потребление и пр.) и соответственно размер поступающих в бюджет налогов.
Иными словами все просто "государству не хватает денег".
Вот и встрепенулись государевы слуги, заметались, по каким сусеками поскрести, что бы выдержать тяжелый пресс социальных обязательств, чтобы остаться государству основным игроком в экономике.
Вы спросите "какие ваши доказательства". Пожалуйста, "их есть у меня".

1) введение с 1 января 2014 года особого налога на торговую и офисную недвижимость в г. Москве (Федеральный закон от 02.11.2013 № 307-ФЗ). Причем закон этот был принят спешно, резко, неожиданно, что называется "без объявления войны". Кстати, с 1 января 2015 года эта "беда" дотянется и до других субъектов РФ. Вы можете мне возразить, что это не новый налог, это просто налог на имущество организаций увеличен в части некоторых объектов. Полноте, оппоненты... Перечитайте ст. ст. 375 и 378.2 НК РФ, там и свой субъект, и свой объект, и своя база, и свои ставки, и свои сроки введения в действие. Так что у нас в гл. 30 НК РФ не один, а целых два налога.

2) введение повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога по  автомобилям стоимостью свыше 3 млн. рублей (Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ).
Мне опять возразят, что повышение было обусловлено не бюджетным дефицитом, а в связи с наведением "социальной справедливости",  в рамках политики по увеличению налогового бремени на сверхпотребление. Может быть... Однако о "повышении транспортного налога для дорогих машин" стали говорить еще с начала 2011 года, а ввели именно с 2014 года. И что там было так долго думать и спорить то? Весь Федеральный закон № 214-ФЗ "о повышении" состоит из нескольких строчек.

3) В 2013 году налоговики явственно "пошли по банкам". Дело в том, что налоговики и раньше проверяли банки как обыкновенных налогоплательщиков, однако судебный налоговый спор с участием банка был редкостью. А сейчас банки (пока только небольшие) "трясут как грушу", о чем свидетельствует и пресса, и Интернет, и судебные дела, появившиеся в арбитражах, да и наша консультационная практика  2013 года сподвигнула нас выделению специализированной практики - банковско-налоговый консалтинг. Кстати, в банковских рядах есть и первые жертвы "налогового усиления". Банк "Холдинг-Кредит" был обанкрочен после доначислений недоимки по НДС в размере 1,8 млрд. руб. (подробнее см. здесь).

4) С 1 января 2014 г. отечественные автопроизводители должны будут платить утилизационный сбор наравне с зарубежными представителями отрасли, для которых это требование начало действовать два года назад.  Для этого планируется, что у  крупнейших российских автопроизводителей появятся персональные налоговые инспекторы, которые будут рассчитывать размеры утилизационного сбора и ставить отметки о его уплате в техпаспорта. С введением всеобщей утилизационной "повинности" (хотя это и не налог в юридическом смысле) нагрузка по сбору платежей увеличится вчетверо, а объем их самих вырастет с 54 до 202,5 миллиарда руб. в год. Кто-то из моих продвинутых коллег скажет, что это было сделано не из за нехватки денег, а под давление ВТО... Ну что ж может быть, может быть....


5) Минфин в конце 2013 года представил законопроект об увеличении с 2015 года в 2,3 раза ставок водного налога. Одновременно и уже с 2014 г. сопоставимо будут увеличены и вытесняющие водный налог ставки платы за пользование водными объектами — проект соответствующего постановления также уже подготовлен ведомствами. Бизнесу эта индексация в 2014-2015 гг. будет стоить  21 млрд руб. Это  уже вторая попытка Минфина поднять ставки водного налога, не индексировавшиеся с момента его введения в 2005 году. Но если в 2010-м идея о двукратном увеличении "водно-налоговой" нагрузки так и не была поддержана, то уверен, в 2014 г. всё будет по другому.

6) В 2014 г.  власти решительно планируют установить налог на недвижимость физических лиц, который чуть не установили в 2013 г., да что-то помешало. И хотя основные параметры этого налога толком еще неизвестны, ни у кого не вызывает сомнений, что установление этого налога (и кодификация его в составе второй части НК РФ) приведут к увеличению размера налогового бремени для населения. Вопрос только один: насколько?

7) А вот идея, которая муссируется последние уже несколько месяцев. Минфин рассматривает возможность изменения налогообложения для граждан, купивших жилье в инвестиционных целях. Как говорит Министр финансов Антон Силуанов: «Сегодня один человек может иметь несколько имущественных комплексов в виде жилья и через три года продать их без налога. На наш взгляд, это не совсем правильно с точки зрения социальной справедливости», - сказал Силуанов.
И хотя вокруг "налоговой нагрузки при продажи недвижимости" идеи роятся самые разные суть их понятна - грядет повышение.

Я уже не говорю о деофшоризации экономики, когда офшорные компании будут платить российские налоги  в российский бюджет (Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г.).
Я уже не говорю о том, что Минфин РФ рекомендовал субъектам РФ пересмотреть имеющиеся налоговые льготы, т.к. в ближайшие годы на дотации из центра можно не надеяться.
Я уже не говорю об изменении подходов к налогообложению дивидендов. В частности, повышен до 30 % налог с дивидендов, перечисляемых в офшоры (Федеральный закон от 02.11.2013 № 306-ФЗ). Кроме того, Минфин уже в январе этого года вдруг реанимировал идею начала 2013 г. и предложил рассмотреть вопрос о повышении НДФЛ на дивиденды с 9 до 13 %.
 Более того, здесь нельзя забывать усиление налогового контроля по Федеральному закону № 134-ФЗ и новые ограничения на судебную защиту по Федеральному закону № 153-ФЗ - это все звенья одной цепи.
А уж сколько идей то озвучивается в последнее время устами депутатов и чиновников, и о повышении налогового бремени на семьи, в которой один ребенок, и о введении 30 % налога на прибыль для компаний, использующих труд незаконным мигрантов, и о введении 20 % ставки НДФЛ для лиц, уклонившихся от службы в армии... (я даже не говорю о предложениях по введению прогрессивной шкалы НДФЛ, которая озвучивается регулярно по несколько раз в год).


И хотя нельзя не отметить, что нынешняя налоговая политика не исключает точечного предоставления налоговых преференций и льгот некоторым сферам и некоторым плательщикам (операции с ценными бумагами (Федеральный закон от 28.12.2013 № 420-ФЗ),  инвестиционные налоговые льготы для Дальнего Востока и Сибири (Федеральный закон от 29.09.2013 № 269-ФЗ), расширение возможностей по налоговому вычету по НДФЛ при покупке жилья (Федеральный закон от 23.07.2013 № 212-ФЗ и др.), все-таки следует признать, что  новый вектор "на повышение налогов" более четок, более акцентирован и более последователен. 


p.s. Пока я это всё писал Интернет взорвался от повышения таможенных пошлин в сфере интернет-торговли.