Страницы

понедельник, 17 февраля 2014 г.

Каким образом представительство иностранной организации определяют налоговую базу при осуществлении деятельности в пользу третьих лиц? (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 № 13976/13)

04 февраля 2014 года Президиум ВАС РФ рассмотрел налоговый спор об особенностях определения налоговой базы представительства иностранной организации, осуществляющей деятельность в пользу третьих лиц без получения вознаграждения (Определение ВАС РФ от 21.11.2013 № ВАС-13976/13). Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика. 

Судебные акты по делу: здесь. 
Видеозапись рассмотрения дела: здесь. 

Фабула: Представительство иностранной организации осуществляло в РФ деятельность в пользу третьих лиц без получения вознаграждения. При этом оно несло расходы в виде курсовых разниц и банковских комиссий. 

Вопрос: Включаются ли в данном случае указанные расходы в налоговую базу представительства на основании п. 3 ст. 307 НК РФ, исходя из того, что по своему характеру такие расходы не имеют прямой связи с деятельностью в пользу третьих лиц? 


Налогоплательщик: Не включаются. 
Налоговый орган: Включаются. 

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая дело в пользу налогоплательщика, исходили из того, что конвертация и выплата банковской комиссии осуществляются вне зависимости от осуществления каких-либо платежей по счетам и не могут быть квалифицированы как расходы в чьих-либо интересах. 

Арбитражный суд кассационной инстанции, рассматривая дело в пользу налогового органа, исходил из того, что при расчете налоговой базы должны учитываться все расходы постоянного представительства, связанные с такой деятельностью, включая внереализационные расходы. 

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум, указав, что внереализационные расходы представительства за 2008 - 2010 годы в виде изменения курса валюты, конвертации и выплаты комиссии банка сформировались вне связи с деятельностью представительства в интересах третьих лиц без получения вознаграждения и не подлежали учету в порядке, установленном п. 3 ст. 307 НК РФ, в связи с чем действия инспекции по доначислению оспариваемых сумм налога на прибыль, пени и штрафа, являются незаконными. 

ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогоплательщика.