18 марта 2014 года Президиум ВАС РФ рассмотрел вопрос о допустимости
освобождения налогового агента от ответственности за несвоевременное
перечисление налога при представлении последним уточненного налогового расчета,
не связанного с занижением налога (Определение
ВАС РФ от 03.02.2014 № ВАС-18290/13). Спор рассмотрен в пользу налогового агента.
Судебные акты по делу и видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: Налоговый агент в установленный срок перечислил в бюджет сумму налога с доходов, полученных иностранной организацией. Затем, обнаружив ошибку в перечислении (но не в исчислении!), он доплатил недостающую сумму, но эта недостающая сумма была перечислена уже с нарушением установленного срока. После перечисления налога он представил в налоговый уточненный расчет по этому налогу, но лишь по той причине, что в первоначальном расчете был неправильно указан код страны получателя дохода.
Вопрос: Вправе ли налоговый агент рассчитывать на освобождение от налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за несвоевременное перечисление части налога в бюджет по основанию, предусмотренному п. 4 ст. 81 НК РФ, если после указанного перечисления им был представленный уточненный налоговый расчет, не связанный с выявлением занижения исчисленной суммы налога?
Налоговый агент: Вправе.
Налоговый орган: Не вправе.
Арбитражные суды, рассматривая дело в пользу налогового органа, исходили из того, что статьей 81 НК РФ регулируется порядок внесения изменений в поданный налоговым агентом в налоговый орган расчет путем представления уточненного расчета, а также освобождения от ответственности в случае представления налоговым агентом уточненного расчета при обнаружении им факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, а в данном случае представление налоговым агентом уточненного расчета было связано с ошибочным указанием кода страны в отсутствие факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, в поданном расчете.
Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум, указав, что толкование нижестоящими судами действующего налогового законодательства не отвечает принципу справедливости, поскольку приводит к тому, что налоговые агенты, допустившие искажение сведений, повлекшее неполную уплату налога в бюджет, ставятся в более выгодное положение по сравнению с налоговыми агентами, представившими достоверную информацию об удержанных и перечисленных суммах налога, однако допустивших нарушение срока перечисления этих сумм в бюджет.
На недопустимость подобного толкования неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, отмечая, что конституционному принципу равенства противоречит любая дискриминация, т.е. такие различия в правах и свободах, которые в сходных обстоятельствах ставят одну категорию лиц в менее благоприятные (или, наоборот, более благоприятные) условия по сравнению с другими категориями.
То обстоятельство, что общество не исказило налоговую отчетность, до представления соответствующего расчета уплатило налог в полном размере, свидетельствует о добросовестном поведении участника налоговых правоотношений, что должно влечь освобождение его от налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового агента.
Судебные акты по делу и видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: Налоговый агент в установленный срок перечислил в бюджет сумму налога с доходов, полученных иностранной организацией. Затем, обнаружив ошибку в перечислении (но не в исчислении!), он доплатил недостающую сумму, но эта недостающая сумма была перечислена уже с нарушением установленного срока. После перечисления налога он представил в налоговый уточненный расчет по этому налогу, но лишь по той причине, что в первоначальном расчете был неправильно указан код страны получателя дохода.
Вопрос: Вправе ли налоговый агент рассчитывать на освобождение от налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за несвоевременное перечисление части налога в бюджет по основанию, предусмотренному п. 4 ст. 81 НК РФ, если после указанного перечисления им был представленный уточненный налоговый расчет, не связанный с выявлением занижения исчисленной суммы налога?
Налоговый агент: Вправе.
Налоговый орган: Не вправе.
Арбитражные суды, рассматривая дело в пользу налогового органа, исходили из того, что статьей 81 НК РФ регулируется порядок внесения изменений в поданный налоговым агентом в налоговый орган расчет путем представления уточненного расчета, а также освобождения от ответственности в случае представления налоговым агентом уточненного расчета при обнаружении им факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, а в данном случае представление налоговым агентом уточненного расчета было связано с ошибочным указанием кода страны в отсутствие факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, в поданном расчете.
Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум, указав, что толкование нижестоящими судами действующего налогового законодательства не отвечает принципу справедливости, поскольку приводит к тому, что налоговые агенты, допустившие искажение сведений, повлекшее неполную уплату налога в бюджет, ставятся в более выгодное положение по сравнению с налоговыми агентами, представившими достоверную информацию об удержанных и перечисленных суммах налога, однако допустивших нарушение срока перечисления этих сумм в бюджет.
На недопустимость подобного толкования неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, отмечая, что конституционному принципу равенства противоречит любая дискриминация, т.е. такие различия в правах и свободах, которые в сходных обстоятельствах ставят одну категорию лиц в менее благоприятные (или, наоборот, более благоприятные) условия по сравнению с другими категориями.
То обстоятельство, что общество не исказило налоговую отчетность, до представления соответствующего расчета уплатило налог в полном размере, свидетельствует о добросовестном поведении участника налоговых правоотношений, что должно влечь освобождение его от налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового агента.