среда, 19 марта 2014 г.

25 февраля 2014 года Президиум ВАС рассмотрел налоговый спор о нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков фактом наличия в форме уведомления о контролируемых сделках сведений (Постановление ВАС РФ от 25.02.2014 № 18588/13). Счет 1:0 в пользу налогоплательщиков

Об этом деле мы уже более подробно писали здесь.

25 февраля Президиум ВАС рассмотрел налоговый спор о нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков фактом наличия в форме уведомления о контролируемых сделках сведений (реквизитов сделок), не предусмотренных п. 3 ст. 105.16 НК РФ (Определение ВАС РФ от 30.12.2013 № ВАС-18588/13). Дело рассмотрено в пользу налогоплательщиков. 

Судебные акты по делу:  здесь. 
Видеозапись рассмотрения дела: здесь. 

Фабула: Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме" утверждена форма уведомления о контролируемых сделках. Данная форма предусматривает указание ряда сведений о контролируемых сделках, которые не предусмотрены нормативным актом, имеющим более высокую юридическую силу, а именно, Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 105.16). 

Вопрос: Является ли нарушением прав и законных интересов налогоплательщиков наличие в утвержденной ФНС России форме уведомления о контролируемых сделках сведений (реквизитов сделок), не предусмотренных п. 3 ст. 105.16 НК РФ? 


Налогоплательщик: Является. Оспариваемый приказ ФНС России в данной части должен быть признан не действующим. Оспариваемые его положения, предусматривающие включение в уведомление дополнительных сведений, по существу влекут избыточный и чрезмерный налоговый контроль, приводят к многократному увеличению бремени налогоплательщиков по заполнению уведомлений, лишают их гарантий, предусмотренных на соответствующих этапах налогового контроля, тем самым противоречат пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса, исключающему дополнение законодательства о налогах и сборах нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. 

Налоговый орган: Не является. 

Высший Арбитражный суд, рассматривая по первой инстанции дело в пользу налогового органа, исходил из того, что оспариваемые положения приказа ФНС России находятся в системной связи не только с пунктом 3 статьи 105.16 Налогового кодекса, но и иными положениями законодательства о налогах и сборах.
Уведомление должно содержать достаточно информации для проведения налоговой проверки цен контролируемой сделки и последующего вывода должностных лиц, осуществляющих эту проверку, о соответствии (несоответствии) цен проверяемой сделки рыночным ценам без использования дополнительных мероприятий налогового контроля, предусмотренных в главе 14.5 Налогового кодекса. 

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум, указав, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса, нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ, или изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ.

ПРЕЗИДИУМ: дело передано на новое рассмотрение (без отмены оспариваемого приказа ФНС России).