Правительство Новосибирской области
одобрило проект областного закона об изменении единых нормативов
отчислений в бюджеты муниципальных образований региона от НДФЛ. Он
предусматривает снижение доли отчислений от этого налога на 10%. Эту
ситуацию необходимо рассматривать с двух позиций: законности и
целесообразности. Решение вопроса о нормативах отчислений НДФЛ в бюджеты
муниципальных образований находится в компетенции субъекта РФ, поэтому
формально проект закона Новосибирской области не противоречит
действующему федеральному законодательству.
Однако если горсовет посчитает, что в
данном случае нарушаются его бюджетные права или решение областных
властей недостаточно обосновано, он может инициировать спор, обратиться в
суд и уже в условиях правосудия рассмотреть вопрос о том, насколько
решение субъекта РФ соответствует конституционно-правовым принципам
правового и социального государства, а также общим принципам
осуществления бюджетного процесса на региональном и муниципальном
уровнях.
Что касается целесообразности принятия
подобного законопроекта, то с ним еще должны разобраться депутаты
областного законодательного собрания. Отнюдь не очевидно, что они
поддержат предложение регионального правительства.
Показательно другое. В этом конфликте
как в капле воды отражается та негативная ситуация, которая складывается
в современной российской экономике, что отражается и на собираемости
налогов, и на межбюджетных отношениях.
Некоторые представители властей,
привыкшие работать в условиях растущей экономики, начинают путать
причину и следствие: "главное налоги, экономика потом".
Ничего подобного. Только нормально и
эффективно работающая экономика может стать источником для налогов,
которые наполняют бюджетную систему страны. Нет экономики – нет налогов –
нет наполненных деньгами бюджетов. И никак не наоборот.
Вот и в данном случае общие негативные
явления в развитии нашей экономики, а именно: снижение темпов роста,
сокращение объемов производства, рентабельности - начинают сказываться
на наполняемости регионального бюджета. Что, в свою очередь, вынуждает
региональные власти идти на явно непопулярные шаги и сокращать
отчисления в бюджеты местных территорий.
Мне кажется, что подобные ситуации
будут возникать и в других регионах страны все чаще, и финансовое
"обделение" муниципалитетов – это не самый лучший путь.
Субъектам Федерации можно
рекомендовать поиск как новых источников доходов, так и эффективное
сохранение уже имеющихся (работа с крупнейшими налогоплательщиками,
развитие малого бизнеса, интенсификация строительства).
Кроме того, более оптимальным было бы
не сокращение распределяемых налоговых нормативов местным бюджетам,
которые несут огромную финансовую нагрузку по социально значимым
направлениям, а сокращение расходов на собственное содержание власти,
если для этого, конечно, есть соответствующие резервы.
17 октября 2014 года