Вот уж во истину, новое - это хорошо забытое старое. Помните
у нас Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" (действовал с
1992 по 1998 год) была предусмотрена возможность установления сбора с
владельцев собак. На сколько я знаю, даже в те смутные времена мало кто из
муниципалитетов осмелился этот сбор ввести (если он вообще вводился). И,
казалось бы, канула идея "собачьего налога" в реку прошлого. А ведь
ошибаетесь...
24 декабря Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло
в Госдуму законопроект № 685367-6,
предусматривающий обложение отдельным налогом владельцев собак. Предлагается
ввести в НК РФ новую главу - «Налог с владельцев животных», в соответствии с
которой объектом налогообложения становится «собака домашняя».
Инициаторы предлагают, чтобы владельцы собак вносили в казну
1000 руб. ежегодно за каждое животное. Причем все продумано до деталей,
например, содержание кастрированных животных будет стоить дешевле – 100 руб. в
год. Собачек, состоящих на службе в полиции или армии, от налога предлагается
освободить.
Особый интерес представляет финансово-экономическое обоснование к законопроекту. Читаем, по
данным Управления ветеринарии Санкт-Петербурга в 2011 году в Санкт-Петербурге
зарегистрировано 107 698 собак и 37 811 кошек, таким образом, в 2011
году в Санкт-Петербурге приходится 1 собака на 46 человек и 1 кошка на 130
человек, из них кастрированных животных - не более 10%. Однако, исходя из
статистики стран Западной Европы, где 1 собака приходится на 16 человек, 1
кошка – на 5 человек, в Санкт-Петербурге гражданами фактически содержится не
менее 300 тысяч собак и 1 млн. кошек, а в Российской Федерации в целом: собак –
не менее 8,5 млн. голов, кошек – не менее 28 млн. голов.
Соответственно, при принятии законопроекта ежегодные доходы
местных бюджетов от поступления налога с владельцев собак в Санкт-Петербурге
составят: 1000 руб. х 270 тыс. собак + 100 руб. х 30 тыс. собак = 273 млн. руб.
В России ежегодные
доходы местных бюджетов от поступления налога с владельцев собак составят: 1000
руб. х 7 650 тыс. собак + 100 руб. х 850 тыс. собак = 7 735 млн. руб.
Вот что хотелось бы сказать... Почему то вспомнились строки
из детской сказки "...платить буду по рублю в год, сто годов - сто рублёв,
богатейшей станешь..."
Вот давно наблюдаю в налогах и налогообложении такое очень
интересное явление – я бы его назвал «налоговый губораскатитель» или еще
«ущербный налоговый математизм». Это когда сидит или депутат или чиновник и
наподобие гоголевского Манилова рассуждает: «А как было бы хорошо да здорово,
если бы народ деньги платил за… (далее в зависимости от фантазии)».
А что, взять и сосчитать сколько много у нас собак да кошек,
да по 100 рублёв умножить, это же… это же бешеные деньги!
Или сидит такой деятель и читает бессмертного Сергея Есенина:
Ах как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда...
И далее мысли льются как ручейки весной: "Кошек,
кошек... А почему это никогда? Почему не счесть? А если каждую да кошечку, да
рубликом приложить, вот бюджету то и подпорка"...
Всё бы ничего, только как такие идеи воплощать в жизнь? Дело
в том, что идея то может быть и классная, да только вот ма-а-а-а-ленькая
деталь – эта идея работать не будет. Вот не будет и все тут. А представьте,
завел пенсионер собачку, а тут инспектор: "Здрась Марья Иванна,
тыщёночку-то давай в бюджет, на общее благо". Как вам картинка?
Я очень рад, что, не смотря на критику работы нынешней
Госдумы (и очень даже в ряде случаев небезосновательную), среди депутатов есть
люди, которые, конечно же понимают глупость идеи и безрезультативность ее
воплощения.
Так, заместитель председателя думского комитета по природным
ресурсам Максим Шинганркин в этой связи отметил, что «данная законодательная
инициатива своевременна в отношении необходимости более строго регулировать
содержание животных в городе, однако поправки в Налоговый кодекс излишни».
Депутат пояснил: «Любой налог эффективен, когда он справедлив,
его обязаны уплачивать все субъекты налогообложения и когда затраты, связанные
с администрированием самого налога не превышают самих сборов». «Ни одному из
этих критериев инициатива не соответствует», - отметил Максим
Шинганркин.
Парламентарий также отметил: «Как мы будем администрировать
содержание тех животных, статус которых носит промежуточный характер? Есть ведь
сельские жители, у которых собака бегает по двору. Если она на цепи, то как-то
можно доказать, что она принадлежит человеку, а если животное бегает по двору,
выбегает за его пределы?».
«Кроме того, кто будет выполнять функцию сбора налогов,
сомневаюсь, что Федеральная налоговая служба будет посылать инспекторов по
многоквартирным домам в Москве переписывать собак», - добавил депутат.
Пусть это останется такой предновогодней налоговой шуткой,
а?