В последнее время, в связи со всеми этими экономическими
турбулентностями, наблюдается особая законотворческая активность по поводу налогов для малого
бизнеса.
26 декабря Законодательное Собрание Челябинской области внесло в ГосДуму законопроект № 687843-6 о приостановлении действия отдельных положений ч. 2 НК РФ, с предложением "заморозить" на период с 1 января 2015 г. до 1 января 2019 г. действия Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ. Напомню, что согласно этому закону, который неожиданно появился в начале весны прошлого года организации на УСН или ЕНВД больше не освобождены от уплаты налога на имущество организаций в отношении некоторых объектов. Речь идет об административно-деловых зданиях, торговых центрах и прочих объектах, используемых в том числе для
размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Статья 378.2 НК устанавливает порядок их обложения налогом на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости.
Не отстают и депутаты Тюменской Областной Думы, который 29 декабря внесли в ГосДуму законопроект № 689976-6 «О временном запрете на увеличение налоговой нагрузки и иной финансовой нагрузки для малых предприятий в РФ».
13 января депутаты ГосДумы от «Справедливой России» внесли свой проект № 696189-6, согласно которому, субъектам РФ предоставляется право снижать налоговую ставку до 4% по ПСН, причем всем в настоящее время зарегистрированным малым предприятиям.
Судите сами.
26 декабря Законодательное Собрание Челябинской области внесло в ГосДуму законопроект № 687843-6 о приостановлении действия отдельных положений ч. 2 НК РФ, с предложением "заморозить" на период с 1 января 2015 г. до 1 января 2019 г. действия Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ. Напомню, что согласно этому закону, который неожиданно появился в начале весны прошлого года организации на УСН или ЕНВД больше не освобождены от уплаты налога на имущество организаций в отношении некоторых объектов. Речь идет об административно-деловых зданиях, торговых центрах и прочих объектах, используемых в том числе для
размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Статья 378.2 НК устанавливает порядок их обложения налогом на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости.
Кроме того, свеженький Федеральный
закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ внес аналогичные изменения для
ИП-спецрежимников, в том числе, применяющих ПСН.
Не отстают и депутаты Тюменской Областной Думы, который 29 декабря внесли в ГосДуму законопроект № 689976-6 «О временном запрете на увеличение налоговой нагрузки и иной финансовой нагрузки для малых предприятий в РФ».
Проектом предлагается следующее:
- ввести запрет на увеличение для малых предприятий ставок федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 31 декабря 2018 года;
- ввести запрет на введение для малых предприятий новых федеральных или региональных налогов и сборов на тот же срок. Данный запрет не планируется распространять на введение специальных налоговых режимов, переход к которым является добровольным.
Особо интересны цифры статистики, которыми авторы законопроекта
обосновывают свое предложение. Так, количество вновь зарегистрированных ИП в
2013 году по сравнению с 2012
г. снизилось на 18,6%. При этом 932,8 тыс. ИП прекратили
свою деятельность в 2013 г.,
что на 32,9 % больше, чем в 2012
г. Прирост количества малых предприятий в РФ снизился с
9,07% (166,6 тыс.) в 2012 году до 2,96% (59,4 тыс.) в 2013 г.
Вот это цифры! Да их надо в принудительном порядке раздать всем
депутатам и всем чиновниками, чтобы наглядно видели плоды своей работы по
«улучшению инвестиционного климата».
Но и это еще не все.
13 января депутаты ГосДумы от «Справедливой России» внесли свой проект № 696189-6, согласно которому, субъектам РФ предоставляется право снижать налоговую ставку до 4% по ПСН, причем всем в настоящее время зарегистрированным малым предприятиям.
Сейчас, ставка налога патенту составляет 6%, и, как считают
депутаты, данное обстоятельство негативно сказывается на развитии малого
бизнеса. Учитывая, что на ПСН находятся небольшие компании, численность
работников которых не превышает 15 человек, при таком налоге бывает довольно
затруднительно поддерживать предпринимательскую активность.
В пояснительной записке к проекту депутаты указывают, что
существующий уровень ставок налогов и льгот расценивается предпринимательским
сообществом как «начало конца истории малого предпринимательства в России». В
современных условиях, когда экономика страны столкнулась с серьезными вызовами,
отмечается в документе, меры налогового и неналогового стимулирования развития
предпринимательства должны рассматриваться как меры, способствующие сохранению
рабочих мест.
Мне кажется, что достаточно очевидные, но для некоторых вещи, стали
очевидны в настоящее время. Еще раз повторяю, как повторял уже много много раз
– фискальный потенциал малого бизнеса очень и очень ограничен, налоги с малого
бизнеса должны иметь символический характер, главное, это самозанятость граждан
и создание ими вокруг своих бизнесов рабочих мест.