Страницы

понедельник, 16 февраля 2015 г.

ТОП 10 самых важных налоговых событий 2014 года

Давно, конечно же, давно надо было опубликовать этот материал, тем более в черновике он был готов у меня уже с середины января, тогда я даже и анонс поста сделал. Однако 2015 год начался столь динамично, что полностью оправдал предновогодние прогнозы – «год будет сложным». Именно поэтому, какие-то более актуальные и не менее значимые дела заставляли меня отложить окончание почти готовой  статьи о налоговых итогах 2014 года.
Вы спросите, а для чего вообще «поминать старое»? Надо жить будущим, как там у Пушкина «..сердце будущным живет, настоящее уныло..»
Но мне кажется, что для полного понимания настоящего и для возможностей предугадать и спланировать  будущее, нельзя не оглядываться  в прошлое, т.к. именно там, в прошлом находится то, что скоро станет нашим будущем.
Кстати, Пушкин продолжает по этому поводу: «…все мгновенно, все пройдет, что пройдет, то будет мило».

Итак, кратко и без подробной расшифровки «горячая десятка» важнейших налоговых событий ушедшего 2014 года. Конечно же, важных налоговых событий было больше чем 10, однако в любом множестве  равноценных событий можно что-то да выделить, что-то да отметить. И пусть мои коллеги где-то со мной не согласятся и выделят в ушедшем году что-то свое, прочитаю с интересом и спорить не буду.

№ 1. Дискуссия о путях развития  налоговой системы 

Давненько, ох давненько же не звучало столько слов, мнений и идей по поводу того, в какую сторону и как двигать нам отечественную налоговую систему.
С одной стороны, нельзя говорить, что «раньше была тишина». Нет, разговоры, проекты, печатные материалы и прочие «обмены мнениями», так или иначе присутствовали в налоговом пространстве страны всегда. О том, что по налогам «нам надо жить теперь по новому» регулярно говорили и говорят то чиновники, то депутаты, то ученые-налоговеды, то политики и просто неравнодушные граждане, которые убеждены, что все проблемы современной экономики именно от «плохих налогов», а посему «налоги менять надо».
Однако такого количества и качества обсуждений/дискуссий я не припомню давно
Судите сами, начиная с весны 2014 года мы обсуждали то вопрос о реанимации налога с продаж, то предложение о повышении на 2 пункта НДС, тут же пошли разговоры о том, что в связи с внутренними проблемами нашей экономики надо срочно снижать налоги на бизнес и резко, в разы увеличивать налоги, взимаемые с физических лиц (причем как поимущественные, так и личные).
Тут же в Думе замелькали законопроекты о налоговых консультантах, о горизонтальном информационном мониторинге, о введении налога за право ведения бизнеса и др.
Осенью дискуссия чуть замедлилась, но, как мне кажется, больше по политическим мотивам, поэтому никаких особо кардинальных шагов власти делать не стали.
В итоги налоги  подняли «везде и по чуть чуть»: налог с продаж не ввели, ставку по НДС не подняли, сбор за право ведения бизнеса был трансформирован в торговый сбор по трем городам федерального значения (со 2-го полугодия 2015), НДФЛ приподняли в части операций с недвижимостью (с 2016 года), налог на недвижимость граждан был принят в более менее мягком, но все равно в «повышательном» варианте, проведен «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, да и еще куча всего «по мелочи»...  Да, а еще в России появилась практически полноценная оффшорная зона (чего не было уже с середины нулевых) – Крым.
И хотя разговоры «о новой налоговой реформе», так и остались разговорами и ни на какие кардинальные налоговые шаги  в 2014 году власти так и не решились, тем не менее, сам факт несомненно имевшей место «дискуссии», резко отличает 2014 год от иных, более в этом отношении годов «спокойных». Как говорил китайский философ Лао Цзы: «Бойся мыслей и помыслов, ибо они начало поступков».. А бы добавил по Маяковскому «если о налоговой реформе говорят, значит это кому-нибудь нужно»….

Кстати о Крыме.. Когда я составлял настоящий рейтинг, то в серьез подумывал, чтобы отметить Крым, как отдельное событие из «десятки». Ведь уже много лет в России не было оффшоров, наверное, с середины 2000х, когда все территории льготного налогообложения были сначала разгромлены, а потом без всякой жалости и зачищены.
Те небольшие территориальные или специальные льготы (типа, особых экономических зона, «Сколково» и т.п.), которые точечно на территории РФ все-таки присутствуют, я за оффшоры не считаю. Да, честно говоря, и Крым-то, до полноценного оффшора не дотягивает, однако в настоящее время – это самая налогово-льготная территории в стране.
Однако, как говорится «не умаляя значения, не вижу повода восторгаться»…
Дело в том, что «Крым-оффшор» это скорее не налоговое, а пока что политическое событие. Поэтому «поживем увидим», а пока «торопиться не надо».

№ 2. Принятие закона о налоге на недвижимость (Федеральный закон № 284-ФЗ) 

Трудно сказать, насколько «долгожданным» (в плане «с нетерпением ждали») был этот закон, но бесспорным является то обстоятельство, что этот проект можно назвать самым великим налоговым долгостроем современной России.
Только вдумайтесь, проект закона, ставший в 2014 году Федеральным законом № 248-ФЗ был внесен в ГосДуму 11 мая 2004 года (!). Принятие этого закона ожидалось и в 2012 году и в 2013, а вот принят он был только в 2014 года.
Этот закон существенно пересматривает всю систему личного поимущественного налогообложения для собственников российской недвижимости. Что бы там ни говорили, но Закон РСФСР «О налоге на имущество физических лиц», принятый, как сейчас кажется, в доисторическом 1991 году, уже мало соответствовал требованиям современности.
Самое главное в новом законе, это, конечно же, переход на новый порядок определения налоговой базы по этому налогу и отказ от огромного  количества налоговых льгот, действующих ранее, что однозначно влечет повышение налогового бремени на наших
соотечественников.
И пусть закон этот вступает в силу не сразу, а по мере введения этого налога в субъектах РФ (28 субъектов РФ этот налог уже ввели), понятно, что налогообложение недвижимости физических лиц уже в самой недалекой перспективе повышается и  усложняется.

№ 3. Принятие закона о КИКах (Федеральный закон № 376-ФЗ)

Очень неоднозначный проект, как и сама его идея. Многие даже сомневались, стоит ли принимать этот закон именно в 2014 году, а тем более вводить его в действие с 2015 года. Однако этот проект, аналогов которому я вообще не припомню в отечественного налогообложении, был подписан Президентом РФ 24 ноября и чуть более чем через месяц вступил в силу.
Более того, мне почему-то до сих пор кажется, что депутаты так до конца и не поняли за «что» они проголосовали. Фактически, власти провели мини-революции в налогообложении всего отечественного бизнеса, который, так или иначе опирается на зарубежные рынки и активы. И хотя этот закон еще на стадии обсуждения и рассмотрения прозвали «антиофшорным», содержание закона намного шире и фактически устанавливает новые правила налогообложения доходов (прибыли) российских лиц, полученных за пределами юрисдикции России. Причем делается это посредством введения в законодательство новых понятий, определений, терминов, институтов, алгоритмов и процедур, которые связаны с и новыми правилами раскрытия информации, и с новыми правилами исчисления и уплаты налога, и с новыми положениями о налоговом контроле и налоговой ответственности.

№ 4. Введение нового, упрощенного порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (Федеральный закон № 308-ФЗ)


Этот закон «достался» 2014 году от 2013 года, когда в октябре месяце Президент РФ внес соответствующий  проект в ГосДуму, которая и приняла его в первом чтении.
Однако в конце 2013 года, и особенно в начале 2014 года вся деловая общественность страны объединилась и «ополчилась» против самой идеи упрощенного начала преследования за в налоговом преступлении, поскольку исключение из него налоговых органов было чревато разного рода злоупотреблениями и даже произволом.
Президент прислушался и дал поручение найти компромиссный вариант, который и был реализован в Федеральном законе № 308-ФЗ.
Грубо говоря, если раньше, уголовное дело по налоговым преступлениям только и могло что быть возбуждено, что с подачи налоговых органов, которые проводили налоговую проверку, выявляли недоимку, а потом передавали материалы в правоохранительные органы, то с октября 2014 года такие дела могут возбуждаться без участия налоговой, но расследоваться они могут все-таки не без налоговых органов, которые должны представить свое заключение на «мнение» правоохранителей. Что будет дальше? Время покажет…

№ 5. Ликвидация банковской тайны для физ/лиц с 1 июля 2014 года (Федеральный закон № 134-ФЗ)


С 1 июля 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ, касающиеся нового порядка налогового контроля за банковскими счетами физических лиц.
Так, в соответствии с поправками, внесенными в ст. 86 НК РФ, банк обязан сообщить об открытии (закрытии) счета вклада (депозита) в налоговый орган по месту своего местонахождения в течение 3-х дней.
Кроме того, банк обязан по запросу налогового органа в течение 3-х дней представить нужную ему информацию о состоянии банковских дел физического лица. Единственный фильтр от злоупотреблений – согласие руководителя вышестоящего налогового органа.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что как таковая банковская тайна на налоговые органы просто не распространяется. Причем у многих в начале года была надежда на то, что законодатель отложит момент вступления в силу этих положений хотя бы до 2015, однако эти ожидания не оправдались.

№ 6. Расширение оснований для применения кадастровой стоимости для целей налогообложения (№ 382-ФЗ), а также введение фактически «нового» налога на имущество в регионах РФ


Кадастровая стоимость для целей налогообложения продолжает свое триумфальное  шествие по российской территории.
Если ранее, о «кадастровой стоимости» все знали только в отношении земельного налога, то в 2013 году к нам прилетела и «вторая ласточка» в виде Федерального закона от 04.11.2013 № 308-ФЗ, когда организации стали плательщиками фактически нового налога на имущество, имеющего свои  самостоятельные  объект, базу, ставки и даже свой «переходный период». В 2014 году бремя этого налога коснулось исключительно налогоплательщиков г. Москвы, но это, оказывается, было лишь началом.
Уже 2 апреля 2014 года ГосДума принимает Федеральный закон № 52-ФЗ, в соответствии с которым, организации, применяющие специальные налоговые режимы и имеющие имущество, оценка которого осуществляется через кадастровые показатели, лишились былых освобождений от налога на имущество в части этого имущество (что не без оснований дало многим экспертам утверждать о том, что идет посягательство вообще на институт «спец/налоговых режимов», т.к. его суть об «упрощенном и сокращенном налогообложении» просто начинает нивелироваться).
В октябре 2014 года Федеральным законом № 248-ФЗ «кадастровая стоимость» была введена в отношении недвижимости физических лиц.
Федеральным законом от 29.11.2014 № 382 с 2015 года предприниматели на упрощенке стали плательщиками налога на имущество с кадастровой стоимости торговых и офисных центров.
Ну и субъекты РФ в 2014 году не оставались в стороне, т.к. многие из них на 2015 год уже реализовали в своем региональном налоговом законодательстве «новые фискальные возможности» Федерального закона № 308-ФЗ.
Таким образом, 2014 год – в истину, год «кадастровой стоимости».

№ 7. Начало формирование практики Судебной коллегии Верховного Суда РФ по экономическим спорам в части рассмотрения практики по применению налогового законодательства


Самым одиозным событием конца 2013 начала 2014 г.г. стала, конечно же, ликвидация Высшего Арбитражного Суда РФ и передача компетенции по формированию практики рассмотрения экономических, в том числе и налоговых споров, Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
6 августа 2014 года – был последним работы ВАС РФ, с которым подавляющее большинство правоведов-практиков (и автор не исключение) связывают многое прогрессивное и передовое в современной правовой системе России.
С этой же даты заработала Судебная коллегия по экономическим спорам, которая в настоящее время призвана формировать единообразное применение норм законодательства о налогах и сборах.
На конец 2014 года коллегия рассмотрела не более 10 фискальных дел, ее работа, пока обходится без каких-либо сенсаций и/или  «революций». Во всяком случае, тот подход, который демонстрируют судьи новой коллегии при рассмотрении налоговых споров, свидетельствует о том, что традиции, сложившиеся в ВАС РФ, в ВС РФ пока сохраняются.

№ 8. Принятие ВАС РФ Постановления Пленума, определяющего рассмотрение налоговых споров, связанных с взиманием  НДС (Постановление Пленума  ВАС РФ от 30.05.2014 № 33)


Как то так получилось, что уже много лет ВАС РФ не уделял такого повышенного внимания к спорным вопросам исчисления и уплаты НДС. Этот косвенный налог не случайно  считается в системе российских налогов самым сложным и конфликтным, поскольку в нем причудливо переплелись и заплелись вопросы экономики, права и администрирования.
Именно поэтому, ВАС РФ, буквально за несколько месяцев до своей «кончины» озаботился проблемами рассмотрения налоговых споров по НДС, и, уходя, принял большое по объему и интереснейшее по содержанию Постановление Пленума, в котором, наконец-то были окончательно разрешены многие вопросы, не дававшие покоя ни налогоплательщикам, ни налоговикам, ни судьям: лишается ли ИП права на освобождение от уплаты НДС если он как-то некорректно проинформировал налоговый орган о таком своем намерении, как «вычислять» НДС, если он не предусмотрен в цене договора, может ли лицо пользоваться вычетом, если оно от НДС освобождено, однако НДС со своих покупателей взимает и т.д.
Представляется, что те подходы и принципы, которые были положены в основу Постановления Пленумом ВАС РФ № 33, даже после его ликвидации, будут еще очень и очень долго применяться всей правоприменительной практикой.

№ 9. Начало «налогового» наступления на операции с недвижимостью физ/лиц: новый порядок с 2016 года (№ 382-ФЗ)


О том, что порядок налогообложения операций с недвижимостью граждан необходимо менять, власти говорили достаточно давно, и в том, что этот «пересмотр» будет, естественно в сторону повышения – мало кто сомневался. Вопрос был только в одном, как далеко намерены зайти власти в сторону «ужесточения».
Осенью 2014 года депутатам ГосДумы был представлен проект закона о таком «пересмотре» и после некоторых обсуждений был избран мягкий вариант повышения.
Если ранее, право на 100 % вычет по НДФЛ при продаже объектов недвижимости, возникало у физических лиц, если срок владения ими был не менее трех лет, то при продаже объектов с 2016 года предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях предоставления вычета по НДФЛ составит уже 5 лет (за некоторыми, 3-х летними исключениями).
Второй важной поправкой стало то, что если ранее для целей исчисления  НДФЛ, как правило, принималась договорная стоимость продаваемой недвижимости, то с 2016 года, если доход от продажи будет  составлять  менее 70% её кадастровой стоимости, то налогооблагаемый доход от продажи будет приравниваться к 70% кадастровой стоимости.
Можно предположить, что данные изменения в скором времени существенно повлияют на российский рынок недвижимости, но вот в какую стороны пока предположить сложно.

№ 10. Возникновение и бурное развитие института «самоуведомления» в российском налогообложении


В качестве заключительного аккорда своего материала о самых ярких событиях российского налогообложения 2014 года я бы выделил интересное явление, которое пока, в профессиональных и экспертных кругах отечественного налоговедения осталось, мягко говоря, «за кадром». Речь идет об институте «самоуведомления», который был до 2014 года  практически неизвестным нашей налоговой системе.
Похоже на то, что налоговая служба, осознав свои ограниченные возможности в по налоговому контролю в некоторых сферах бизнеса решила переложить свои проблемы «с больной головы на здоровую».
Впервые об «уведомлениях» и том, что «так оказывается можно», мы узнали в 2011 году из  Федерального закона от 18.07.2012 № 227-ФЗ в связи с установлением нового порядка налогового контроля за ТЦО (речь, конечно же, идет об уведомлениях о контролируемых сделках). Но в 2014 году у «самоуведомлений» настал звездный час.
Так, институт «самоуведомления» получил прописку уже весной 2014 года, когда ГосДума приняла Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ, по которому для физических лиц была введена новая обязанность по информированию налоговых органов о принадлежащем им облагаемом имуществе в случае неполучения ими налогового уведомления на уплату налога по данному имуществу (недвижимость, транспортные средства).
Вторым пришествием института «самоуведомления» стало принятие Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ, в соответствии с которым на лиц, «контролирующих» иностранные бизнесы и активы, была возложена обязанность извещать налоговые органы о своем участии в капитале контролируемых компаний, а также декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль таких компаний.
При этом законодатель намерен очень активно пользоваться методом «кнута и пряника», всемерно поддерживая и снисходительно относясь к тем, кто «разоружается перед налоговой», и нещадно наказывая тех, кто добровольно не «самоуведомляется».
У меня такое впечатление, что «новая игрушка» так понравилась нашим фискалам, что расширение сферы ее применения мы еще неоднократно увидим в недалеком будущем.