Давно, конечно же, давно надо было опубликовать этот материал,
тем более в черновике он был готов у меня уже с середины января, тогда я даже и
анонс поста сделал. Однако 2015 год начался столь динамично, что полностью
оправдал предновогодние прогнозы – «год будет сложным». Именно поэтому, какие-то
более актуальные и не менее значимые дела заставляли меня отложить окончание
почти готовой статьи о налоговых итогах
2014 года.
Вы спросите, а для чего вообще «поминать старое»? Надо жить
будущим, как там у Пушкина «..сердце будущным живет, настоящее уныло..»…
Но мне кажется, что для полного понимания настоящего и для
возможностей предугадать и спланировать будущее,
нельзя не оглядываться в прошлое, т.к.
именно там, в прошлом находится то, что скоро станет нашим будущем.
Кстати, Пушкин продолжает по этому поводу: «…все мгновенно,
все пройдет, что пройдет, то будет мило».
Итак, кратко и без подробной расшифровки «горячая десятка» важнейших
налоговых событий ушедшего 2014 года. Конечно же, важных налоговых событий было
больше чем 10, однако в любом множестве равноценных событий можно что-то да выделить,
что-то да отметить. И пусть мои коллеги где-то со мной не согласятся и выделят
в ушедшем году что-то свое, прочитаю с интересом и спорить не буду.
№ 1. Дискуссия о путях развития налоговой системы
Давненько, ох давненько же не звучало столько слов, мнений и
идей по поводу того, в какую сторону и как двигать нам отечественную налоговую
систему.
С одной стороны, нельзя говорить, что «раньше была тишина». Нет, разговоры,
проекты, печатные материалы и прочие «обмены мнениями», так или иначе присутствовали
в налоговом пространстве страны всегда. О том, что по налогам «нам надо жить
теперь по новому» регулярно говорили и говорят то чиновники, то депутаты, то
ученые-налоговеды, то политики и просто неравнодушные граждане, которые убеждены,
что все проблемы современной экономики именно от «плохих налогов», а посему
«налоги менять надо».
Однако такого количества и качества обсуждений/дискуссий я
не припомню давно
Судите сами, начиная с весны 2014 года мы обсуждали то вопрос
о реанимации налога с продаж, то предложение о повышении на 2 пункта НДС, тут
же пошли разговоры о том, что в связи с внутренними проблемами нашей экономики
надо срочно снижать налоги на бизнес и резко, в разы увеличивать налоги,
взимаемые с физических лиц (причем как поимущественные, так и личные).
Тут же в Думе замелькали законопроекты о налоговых
консультантах, о горизонтальном информационном мониторинге, о введении налога
за право ведения бизнеса и др.
Осенью дискуссия чуть замедлилась, но, как мне кажется, больше по
политическим мотивам, поэтому никаких особо кардинальных шагов власти делать не
стали.
В итоги налоги подняли «везде и по чуть чуть»: налог с продаж
не ввели, ставку по НДС не подняли, сбор за право ведения бизнеса был
трансформирован в торговый сбор по трем городам федерального значения (со 2-го
полугодия 2015), НДФЛ приподняли в части операций с недвижимостью (с 2016 года),
налог на недвижимость граждан был принят в более менее мягком, но все равно в
«повышательном» варианте, проведен «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, да и
еще куча всего «по мелочи»... Да, а еще в
России появилась практически полноценная оффшорная зона (чего не было уже с
середины нулевых) – Крым.
И хотя разговоры «о новой налоговой реформе», так и остались
разговорами и ни на какие кардинальные налоговые шаги в 2014 году власти так и не решились, тем не
менее, сам факт несомненно имевшей место «дискуссии», резко отличает 2014 год
от иных, более в этом отношении годов «спокойных». Как говорил китайский
философ Лао Цзы: «Бойся мыслей и помыслов, ибо они начало поступков».. А бы
добавил по Маяковскому «если о налоговой реформе говорят, значит это
кому-нибудь нужно»….
Кстати о Крыме.. Когда я составлял настоящий рейтинг, то в серьез
подумывал, чтобы отметить Крым, как отдельное событие из «десятки». Ведь уже
много лет в России не было оффшоров, наверное, с середины 2000х, когда все
территории льготного налогообложения были сначала разгромлены, а потом без
всякой жалости и зачищены.
Те небольшие территориальные или специальные льготы (типа, особых
экономических зона, «Сколково» и т.п.), которые точечно на территории РФ
все-таки присутствуют, я за оффшоры не считаю. Да, честно говоря, и Крым-то, до
полноценного оффшора не дотягивает, однако в настоящее время – это самая
налогово-льготная территории в стране.
Однако, как говорится «не умаляя значения, не вижу повода
восторгаться»…
Дело в том, что «Крым-оффшор» это скорее не налоговое, а
пока что политическое событие. Поэтому «поживем увидим», а пока «торопиться не
надо».
№ 2. Принятие закона о налоге на недвижимость (Федеральный закон № 284-ФЗ)
Трудно сказать, насколько «долгожданным» (в плане «с
нетерпением ждали») был этот закон, но бесспорным является то обстоятельство, что
этот проект можно назвать самым великим налоговым долгостроем современной
России.
Только вдумайтесь, проект закона, ставший в 2014 году
Федеральным законом № 248-ФЗ был внесен в ГосДуму 11 мая 2004 года (!).
Принятие этого закона ожидалось и в 2012 году и в 2013, а вот принят он был
только в 2014 года.
Этот закон существенно пересматривает всю систему личного
поимущественного налогообложения для собственников российской недвижимости. Что
бы там ни говорили, но Закон РСФСР «О налоге на имущество физических лиц»,
принятый, как сейчас кажется, в доисторическом 1991 году, уже мало
соответствовал требованиям современности.
Самое главное в новом законе, это, конечно же, переход на новый
порядок определения налоговой базы по этому налогу и отказ от огромного количества налоговых льгот, действующих ранее,
что однозначно влечет повышение налогового бремени на наших